1.1 Работы: Свет веков

Геральдический витраж

Франция. XV, XIX вв. Стекло, серебряная протрава, гризайль, полихромная роспись. 26х22 см. Витраж состоит из фрагментов разного времени: части с изображением ангелов относятся к XV веку, центральный герб и медальоны с женскими головами – к XIX в. Ангелы с гербами, возможно, когда-то являлись частью геральдического витража. Правый герб по рисунку напоминает герб французских королей, но утраты не позволяют идентифицировать его более точно.

1.2 Работы: Свет веков

Геральдический витраж. Фрагмент

220 Работы: Свет веков

Св. Петр, Св. Анна с младенцем Иисусом и Марией

Франция (?). XVI в. Стекло, полихромная роспись, эмалевые краски. Реставрация XIX в. 26,5х17 см. Фрагмент с изображением Св. Петра, Св. Анны (матери Марии) с младенцем Иисусом и Девой Мариеей. Св. Петр показан со своим атрибутом – ключом от рая (Царства Небесного), который он получил от Христа (Мф., 16:18-19). Младенец Иисус держит яблоко в левой руке, правой он указывает на Марию. Объемные фигуры, точная моделировка форм характерны для живописи эпохи Возрождения.

3.1 Работы: Свет веков

Шествие святых

Франция (?). XVI в. Стекло, серебряная протрава, гризайль. 17х11,5 см. Маленький фрагмент религиозной сцены с изображением группы святых. Выразительность мимики, разнообразие поз и жестов вносит динамику в композицию. Коренастые, плотные фигуры, широкие лица по своему типу напоминают персонажей французских миниатюр.

3.2 Работы: Свет веков

Шествие святых. Фрагмент

419 Работы: Свет веков

Витраж с изображением неизвестного верхнерейнского герба

Германия. XVII в. Стекло, серебряная протрава, гризайль. Диам. 24 см. Реставрация. Небольшой круглый витраж (медальон), состоящий из двух разнородных фрагментов. В нижней части помещен герб с изображением коронованного льва на золотом фоне, в верхней - шлем, украшенный султаном и увенчанный полуфигурой льва. Роскошный орнамент в виде стилизованных листьев заполняет свободное поле композиции. Такие медальоны были широко распространены в Германии и Нидерландах. Изображение неизвестного верхнерейнского герба с фигурой коронованного льва, стоящего на задних лапах, встречается также в эскизе витража К.Г. Ланга из Гравюрного кабинета музея Шафхаузена. Лев является наиболее популярным зверем в геральдике. На эмблематическом уровне он обозначает благоразумие, твердость, отвагу и великодушие. С древнейших времен он изображается в гербах многих фамилий, городов и государств.

518 Работы: Свет веков

Геральдический витраж

Швейцария. Рубеж XVII-XVIII вв. Стекло, серебряная протрава, гризайль. 14х10 см. Несмотря на прямоугольную форму, это небольшое стекло является разновидностью медальона – маленького кабинетного витража. Композиция включает в себя изображение герба, шлема с намётом и фигурным нашлемником в виде лучника. Со времен Средневековья нашлемник имел геральдическое значение, первоначально он повторял фигуры гербового щита. В эпоху Высокого Средневековья (XIII в.), когда рыцарские турниры превратились в хорошо организованное театрализованное действие, в Европе широко распространились сложные декоративные нашлемники, изготовленные из дерева, кожи, а иногда и более дорогих материалов. Они использовались для того, чтобы зрители легко могли опознать участников действия с трибун. Так, нашлемник стал неотъемлемой частью турнирного и парадного облачения, а также вошел в геральдическую композицию. Как элемент герба он не всегда совпадал со своим предметным прототипом, а лишь в условно-знаковой форме повторял его.

6.1 Работы: Свет веков

Ландскнехт и дама. Брачный витраж

Швейцария. XVII в. Стекло, серебряная протрава, гризайль, полихромная роспись, травление, эмалевые краски. 37,5х26 см. Внизу подпись и дата: Christoff von Peter zu Grymeydefels 1576 \\ Христоф фон Петер цу Гримейдефельс 1576. Так называемый брачный или парный витраж получил широкое распространение в Швейцарии после Реформации. Его иконография сложилась в XVI веке и на протяжении долгого времени практически не менялась. На этом витраже представлена семейная пара. Мужчина изображен в доспехах ландскнехта – Швейцария в это время была главным поставщиком наемных солдат-ландскнехтов во многие страны Европы; дама - в нарядном платье, с драгоценным брачным кубком, между ними – фамильный герб, внизу надпись с именем заказчика и годом изготовления витража. В верхнем регистре помещена сцена охоты на оленя - очевидно, семья владела охотничьими угодьями.

6.2 Работы: Свет веков

Ландскнехт и дама. Брачный витраж. Фрагмент

6.3 Работы: Свет веков

Ландскнехт и дама. Брачный витраж. Фрагмент

718 Работы: Свет веков

Ландскнехт и дама. Брачный витраж

Швейцария. XVII в. Стекло, серебряная протрава, гризайль, полихромная роспись, эмалевые краски. 37,5х26 см. Внизу подпись и дата: Götz von Beh und sein Ehgemal 1607 \\ Гётц фон Бех и его супруга 1607. Еще один брачный витраж с изображением супружеской четы. Как и в большинстве витражей такого типа, мужчина представлен здесь в военном облачении, а женщина в нарядном платье и с брачным кубком в руках. В верхней части композиции изображена сцена «Благовещение». Этот сюжет часто использовался в брачных и геральдических витражах XVI – XVII веков.

817 Работы: Свет веков

Витраж с изображением герба кантона Берн

Швейцария. XIХ в. Стекло, серебряная протрава, гризайль, полихромная роспись, эмалевые краски.35,5х25,5 см. В картуше надпись и дата: Hans Heindrich Müller Vogt der Graffschaft Kijburg 1570 \\ Ханс Хайндрих Мюллер наместник графства Кийбург 1570. Под гербом кантона Берн изображен венок из тринадцати гербов, принадлежащих округам этого кантона: Ванген (Wegen), Интерлакен (Interlacken), Трахсельвальд (Trachselwald), Эрлах (Erlach), Лаупен (Laupen), Бургдорф (Burgdorf), Тун (Thun). В нижних углах и в центре композиции изображены воины, наверху - Мадонна с младенцем и Святой Георгий. Здесь представлены тринадцать из двадцати шести округов кантона. Очевидно, существовал парный витраж с изображением оставшихся тринадцати гербов. Такие композиции дарили городским властям и муниципалитетам в знак политического и экономического единства. Витраж подписан и датирован более ранним временем. Возможно, это замена утраченного витража, или намеренная стилизация под старину: с эпохи Возрождения серии геральдических витражей создавались для украшения интерьеров общественных зданий, где они играли роль национального символа. На гербе Берна изображен медведь – символ кантона и города, название которого произошло от слова «медведь» (по-немецки «Bar»).

917 Работы: Свет веков

Донатор с моделью храма

Швейцария. XIX в. Стекло, гризайль, полихромная роспись. 49х35 см. Донатор в облачении епископа с моделью кафедрального собора Базеля в руках. Справа внизу герб Базеля. Долгое время город являлся епископской резиденцией, кафедральный собор занимает в нем центральное место. Собор был построен в 1010 – 1019 гг. императором Генрихом II на месте древнеримской крепости, а затем достраивался и перестраивался в более позднее время. Он представляет собой позднероманскую базилику с двумя высокими башнями. Именно эти башни хорошо видны на модели, которую держит в руках епископ, очевидно, руководивший строительными, восстановительными или реставрационными работами.

10.1 Работы: Свет веков

Мученичество Св. Гервасия

Франция. XIX в. Стекло, полихромная и монохромная роспись. 63,2х47,5 см. О жизни Св. Гервасия почти ничего не известно. По легенде, братья-близнецы Гервасий и Протасий были убиты во времена Нерона за то, что отказались принести жертву римским богам. Гервасия забили до смерти плеткой с оловянными наконечниками, а его брата Протасия обезглавили мечом. В VI веке мощи Гервасия и Протасия были перенесены в Париж, и с этого времени святые стали особо почитаемыми во Франции. На этом фрагменте изображена сцена мученической смерти Гервасия. Римские солдаты забивают его плетками. Эмоциональное напряжение передано в динамичных жестах, экспрессивных позах и мимике персонажей. Витраж создан в духе Средневековья - резкие контуры, угловатые силуэты, условные формы напоминают готические композиции XII- XIII веков.

10.2 Работы: Свет веков

Мученичество Св. Гервасия. Фрагмент

10.3 Работы: Свет веков

Мученичество Св. Гервасия. Фрагмент

11.1 Работы: Свет веков

Св. Марк

Англия. XIX в. Стекло, серебряная протрава, полихромная роспись, гризайль. 78х60 см. На ленте в руках евангелиста начертано: Mark (Марк). Марк – один из четырех евангелистов, его атрибутом является крылатый лев. По легенде, Св. Марк мученически погиб в Александрии, где проповедовал Евангелие. В IX веке его останки были перевезены в Венецию, и с этого времени он стал ее святым покровителем. На витражном фрагменте евангелист изображен вместе со львом в пространстве квадрифолия. Квадрифолий как фигура фона часто использовался в искусстве Средневековья и Возрождения. В данном случае мастер обращается к ней, чтобы подчеркнуть неоготический характер изображения. Витраж создан в духе Средневековья. Сочетание глубокого синего, красного, желтого и белого цветов создает яркий декоративный эффект. Орнаментальные формы обрамления дополняют и усиливает это впечатление.

11.2 Работы: Свет веков

Св. Марк. Фрагмент

123 Работы: Свет веков

Св. Франциск Сальский, Св. Винсент де Поль и кардинал Мазарини

Франция. XIX в. Мастерская Шампинеля. Стекло, серебряная протрава, полихромная роспись, гризайль, эмалевые краски. 85х65 см. На этом витраже изображены три выдающихся представителя католической церкви: Святой Франциск Сальский (1567–1622) – епископ Женевы, Учитель Церкви, один из ведущих деятелей католической Контрреформации; Святой Винсент де Поль (1581–1650) – основатель конгрегаций лазаристов и дочерей милосердия, создатель системы подготовки католических священников; и кардинал Мазарини (1602 – 1661) – политический деятель, первый министр Франции. В 1600 году в Париже состоялось знакомство тогда еще молодого Винсента де Поля с Франциском Сальским. Встреча двух будущих святых была важна и полезна для обоих, она существенно повлияла на формирование взглядов Винсента де Поля. Франциск Сальский изображен с планом церкви в руках. В XIX веке во Франции было построено множество церквей, посвященных этому святому. Возможно, для одной из них предназначался этот витраж.

131 Работы: Свет веков

Монахини

Франция. XIX в. Мастерская Шампинеля. Стекло, гризайль, полихромная роспись. 95х60 см. Фрагмент большой религиозной сцены с изображением пяти французских монахинь. Картинное построение композиции отражает тенденцию сближения витража с живописью и восприятие многих ее приемов. Фрагмент содержит незначительное число перемычек, таким образом, стекло используется как холст, картон, или любой другой материал живописи.

14.1 Работы: Свет веков

Благославляющий Христос

Франция. XIX в. Мастерская Э. Дидрона. Стекло, серебряная протрава, полихромная роспись, гризайль. 110х56 см. Внизу дата и подпись: E. Didron 1877. Христос изображен на синем фоне в красном хитоне и зеленом плаще. Христианская символика цвета призвана раскрыть дополнительный смысл образа. Синий цвет обозначает принадлежность Христа миру божественному, Небесному, красный символизирует Его человеческую природу, намекает на грядущие Страсти и смерть, а зеленый является символом вечной жизни и Воскресения. Правой рукой Христос благословляет паству, а левой указывает на сердце (Священное сердце) – символ божественной любви.

14.2 Работы: Свет веков

Благославляющий Христос. Фрагмент

14.3 Работы: Свет веков

Благославляющий Христос. Фрагмент

14.4 Работы: Свет веков

Благославляющий Христос. Фрагмент

15.1 Работы: Свет веков

Мадонна с младенцем

Франция. XIX в. Мастерская Э. Дидрона. Стекло, серебряная протрава, полихромная роспись, гризайль. 110x56 см. Внизу дата и подпись: E. Didron 1877. Мадонна с младенцем Христом является парным изображением к композиции «Благословляющий Христос». Мастер использует аналогичную цветовую гамму, подчеркивая тем самым единство двух образов. Мария увенчана короной, она изображена как Царица Небесная и олицетворяет Церковь земную. Христос на ее руках благословляет паству, этот мотив характерен для иконографии Одигитрии (Путеводительницы).

15.2 Работы: Свет веков

Мадонна с младенцем. Фрагмент

15.3 Работы: Свет веков

Мадонна с младенцем. Фрагмент

162 Работы: Свет веков

Улан

Франция. Около 1850-1900 гг. Стекло, полихромная роспись, эмалевые краски. 118х40 см. Парные изображения. Улан с алебардой в руках изображен на фоне замка в пейзаже. Возможно, эти витражи предназначались для светского сооружения - частного дома или загородного замка. Большие плоскости тонированного стекла расписаны прозрачными красками, свинцовые перемычки играют незначительную роль, благодаря чему витраж уподобляется картине, напоминает монументальную роспись на стекле.

172 Работы: Свет веков

Улан

Франция. Около 1850-1900 гг. Стекло, полихромная роспись, эмалевые краски. 118х40 см

182 Работы: Свет веков

Фрагмент орнаментального витража

XIII-XIVвв. Стекло, монохромная роспись, полихромная роспись. 34х40 см. Витраж с изображением средневекового орнамента в виде листьев винограда и дуба. Фрагменты разного времени, происхождение которых трудно определить.

192 Работы: Свет веков

Фрагмент геральдического витража с изображением шлемов барона, маркиза и графа, украшенных гребнями и фигурными нашлемниками в виде рыб, моллюсков и короны

Швейцария. XVII в. Стекло, серебряная протрава, гризайль, полихромная роспись. 9х14 см.

201 Работы: Свет веков

Фрагмент витража с орнаментом в виде дубовых листьев

XVII в. Стекло, серебряная протрава, полихромная роспись. 17х3,6 см.

2110 Работы: Свет веков

Фрагмент витража с изображением коронованного шлема

XVII в. Стекло, серебряная протрава, полихромная роспись. 18,5х10 см.

222 Работы: Свет веков

Фрагмент витража с изображением лиственного орнамента

XVI в. Стекло, серебряная протрава, гризайль. 18х7 см.

232 Работы: Свет веков

Фрагмент витража с изображением лиственного орнамента

XVI в. Стекло, серебряная протрава, гризайль. 18х7 см.

242 Работы: Свет веков

Фрагмент геральдического витража с изображением шлема

XVII в. Стекло, серебряная протрава, полихромная роспись. 13х11 см.

251 Работы: Свет веков

Фрагмент витража с изображением фигурного нашлемника в виде руки с мечом

XVII в. Стекло, серебряная протрава, полихромная роспись. 19,5х10 см.

262 Работы: Свет веков

Фрагмент геральдического витража с изображением шлема с намётом и нашлемником с перьями

XVII в. Стекло, серебряная протрава, полихромная роспись. 11х7,5 см.

272 Работы: Свет веков

Рыцарь

Нидерланды. XVII в. Фрагмент медальона. Стекло, гризайль. 18,5х9,5 см. Это типичный пример использования гравюры в качестве основы витражного изображения. Такие медальоны создавались на территории Нидерландов и Германии и в большом количестве поставлялись на открытые ярмарки всей Европы.

282 Работы: Свет веков

Декоративный витраж с изображением листьев дуба, аканта и нитей жемчуга

Франция. XIX в. Стекло, серебряная протрава, гризайль, полихромная роспись. 55х51 см.

  • 1.1 290x290 Работы: Свет веков
  • 1.2 290x290 Работы: Свет веков
  • 220 290x290 Работы: Свет веков
  • 3.1 290x290 Работы: Свет веков
  • 3.2 290x290 Работы: Свет веков
  • 419 290x290 Работы: Свет веков
  • 518 290x290 Работы: Свет веков
  • 6.1 290x290 Работы: Свет веков
  • 6.2 290x290 Работы: Свет веков
  • 6.3 290x290 Работы: Свет веков
  • 718 290x290 Работы: Свет веков
  • 817 290x290 Работы: Свет веков
  • 917 290x290 Работы: Свет веков
  • 10.1 290x290 Работы: Свет веков
  • 10.2 290x290 Работы: Свет веков
  • 10.3 290x290 Работы: Свет веков
  • 11.1 290x290 Работы: Свет веков
  • 11.2 290x290 Работы: Свет веков
  • 123 290x290 Работы: Свет веков
  • 131 290x290 Работы: Свет веков
  • 14.1 290x290 Работы: Свет веков
  • 14.2 290x290 Работы: Свет веков
  • 14.3 290x290 Работы: Свет веков
  • 14.4 290x290 Работы: Свет веков
  • 15.1 290x290 Работы: Свет веков
  • 15.2 290x290 Работы: Свет веков
  • 15.3 290x290 Работы: Свет веков
  • 162 276x290 Работы: Свет веков
  • 172 286x290 Работы: Свет веков
  • 182 290x290 Работы: Свет веков
  • 192 290x290 Работы: Свет веков
  • 201 230x290 Работы: Свет веков
  • 2110 290x290 Работы: Свет веков
  • 222 232x290 Работы: Свет веков
  • 232 213x290 Работы: Свет веков
  • 242 290x290 Работы: Свет веков
  • 251 290x290 Работы: Свет веков
  • 262 290x290 Работы: Свет веков
  • 272 290x290 Работы: Свет веков
  • 282 290x290 Работы: Свет веков