10 о к т я б р я  - 30  н о я б р я  2014
610 Типы.Типчики.Типажи Типы. Типчики. Типажи

 

В последнее время слово «наблюдатель» в России получило дополнительный смысл, стало нарицательным  и в некотором смысле превратилось в своеобразный знак качества (помните, был такой во времена  СССР). Как показывает жизненный опыт, в каждом историческом отрезке были, есть и будут:  и свои «выборы», и свои наблюдатели – люди, беспристрастно фиксирующие происходящее здесь и сейчас. Слово «выборы» не случайно взято в кавычки, оно в данном контексте не имеет того значения, которое сейчас волнует многих. В нашем случае, «выборы» – это про жизнь, точнее про личное отношение каждого к ситуациям и проблемам не столько политической, а скорее обычной, повседневной жизни. Хотя и к общественной тоже, конечно. Жизнь каждый день ставит любого из нас перед выбором.  Именно такими своими каждодневными, личностными решениями мы формируем не только свои гражданские позиции и человеческие качества, но даже и свой собственный облик, свое собственное лицо. Как утверждает один знакомый  мне художник:  когда читаешь веселую книгу, то и у самого лицо веселое; когда читаешь умную, лицо твое тоже умнее становится. Мне кажется, что и с личным выбором,  безусловно, происходит нечто похожее.

Как известно,  ХХ век в России был наполнен множеством событий и явлений, пройти мимо которых было просто невозможно. Чего только не случалось на бескрайних просторах одной шестой планеты: революции и войны, НЭП и коллективизация, раскулачивание и ГУЛАГ, ссылки не только отдельных граждан, но и целых народов; полеты в космос и освоение целины, крушение СССР и перестройка. Одним словом, российская история была наполнена событиями, предоставлявшими обширный и  богатый материал для настоящего исследователя, историка, деятеля культуры. Конечно же, при таком многообразии не могло обойтись без своих Боянов и различных сказителей, трибунов и глашатаев. Нас в данный момент интересуют не столько те, кто по рекомендации партии и правительства занимался фиксированием величия эпохи и значимости исторического момента, кто старательно, часто очень талантливо и, безусловно, профессионально, воспевал героев и героинь. Прежде всего, нам интересны те, кто по собственной воле, без принуждения, без какого бы то ни было идеологического подтекста, абсолютно честно вели ежедневный «дневник наблюдений» за происходящим.  Художники, взявшие на себя ответственность фиксировать все наиболее интересное и злободневное, пафосное и не очень, героическое и  анти геройское, свидетелями чему они были, и являются своеобразными добровольными наблюдателями, стараясь правдиво и непредвзято фиксировать происходящее.  А иначе, какой же смысл в таких наблюдениях?

Талантливый художник способен подметить характерные черты не только отдельного человека, но и качества, присущие целому поколению, конкретному историческому моменту или определенной группе людей. Безусловно, социально-политические изменения и катаклизмы ушедшего столетия не могли не отразиться на внешнем облике современников и участников происходивших событий. Поэтому нам, прежде всего, интересны люди, ставшие объектом пристального внимания и изучения для художников, героями их произведений. Именно они и являются главными действующими лицами данного выставочного проекта. Они были разделены на три группы, имеющие некие общие, характерные признаки. Условные обозначения этих групп и стали титулом проекта – типы, типчики, типажи.

Некоторые, как говорится, «звезд с неба не хватали», не стремились и не добивались каких-то немыслимых высот, не совершали ничего героического, имели характерную для своего  времени внешность. Как правило, большинство из этой группы остаются безымянными, Родина не помнит их ни в лицо, ни по фамилии. Нас таких обыкновенных, большинство, и это не является ни нашим достоинством, ни нашим недостатком. Быть типичным представителем своего времени – в этом нет ничего предосудительного.

Во вторую условную группу входят те, кто своими делами и поступками многого добились в жизни. Их смело можно считать олицетворением неких эпохальных, значимых событий или свершений (как положительных, так и отрицательных, потому что отрицательные, они тоже «герои», только со знаком  минус). Они заметнее представителей первой группы, но их значительно меньше.  Это реальные или «воспетые» по спецзаказу Герои. Их имена известны практически каждому, о них пишут и говорят, снимают документальные и художественные ленты, сочиняют повести и романы.

Третью группу условно назовем – типчики. В самом названии слышится что-то  сатирическое и представляется некая карикатурность образов. Отчасти так оно и есть. Заметим только, что так можно охарактеризовать не только персонажей, за которыми тянется шлейф не очень благопристойных, а иногда и просто хулиганских поступков  и действий, не сильно одобряемых широкой общественностью. К типчикам смело можно отнести и абсолютно законопослушных граждан, чей внешний образ, комичность в поведении или движениях, привычка смешно – «не как все» – одеваться, своеобразная мимика или еще что-то в их облике вызывают добрую улыбку.  Встретиться с типчиками можно практически везде: в магазине, на рынке, в автобусе, на лестничной площадке, на улице и в парке, одним словом, абсолютно в любом месте.  Типчики,  пожалуй, наиболее колоритные персонажи. Во всяком случае, наиболее запоминаемые. Именно они чаще других становятся героями сатирических рисунков, шаржей и карикатур.

Какие книги читать, к какой группе быть отнесенным, безусловно, зависит от судьбы и личного выбора каждого. Пока же, оглядываясь назад и разглядывая эти лица, мы можем попытаться проанализировать, что же оставили нам в наследство история и русские художники-наблюдатели о своих современниках – людях России ХХ века.

 

 

· Издания

· Работы

· Фото

· Пресса