11  я н в а р я  2014
Г.Гросс. Едоки пельменей. 1920. Kunstmuseum Дюссельдорф Георг Гросс. О конструктивистах

Г.Гросс. Едоки пельменей. 1920. Kunstmuseum, Дюссельдорф

 

…Художники пошли дальше, они стали конструировать свои произведения. Вскоре, толкуя о динамике, они поняли, что в сухих чертежах инженера динамика нашла свое самое непосредственное выражение. Циркуль и линейка изгнали душу и метафизические спекуляции.

Появляются конструктивисты. Они яснее видят ход времени. Цели, которыми они задаются, свободны от допотопных, окостенелых предрассудков. Они требуют целесообразности, хотят работать во имя реальных человеческих потребностей. Они требуют, чтобы продукция художника служила точно рассчитанной цели.

К сожалению, на практике конструктивисты совершают существенную ошибку. И своей цели не достигают, ибо в большинстве своем цепляются за традиционную сферу деятельности искусства, не преступая ее границ. Обыкновенно они забывают, что есть только один тип конструктивиста: инженер, архитектор, рабочий-металлист, столяр – коротко говоря, человек, владеющий техникой. Им кажется, что они руководят этими техническими силами, на самом же деле они только производное от них явление. Поэтому самые честные конструктивисты отбрасывают искусство и занимаются изучением подлинных основ конструктивизма – техническими науками. Но даже они пытаются сохранить красивое слово «искусство» и… компрометируют его…

В России эта конструктивистская романтика имеет более глубокий смысл и действительно гораздо больше отвечает социальным условиям, чем в Западной Европе. Там конструктивизм отчасти является естественной реакцией на мощное наступление техники в начальный период индустриального строительства. Русские крестьяне еще воспринимают какое-нибудь электрическое устройство, алый трактор фирмы Кея, турбину, как нечто совсем новое и небывалое. Даже чисто платоническое изображение машинных конструкций на холсте там не так бессмысленно, как в Западной Европе. Притягательная сила эстетики машин, чудеса техники, профанам кажущиеся чуть ли не дарами небес, – вот где точка соприкосновения искусства с массами, которым больше свойственно эмоциональное, нежели рассудочное восприятие. Художник – это агитатор и проводник (пусть подчас помимо своей воли) идеи индустриального прогресса…

…Однако на Западе искусство уже не может ставить перед собой такие задачи. Здесь технике незачем прибегать к окольным путям, пользуясь посредничеством искусства, ибо она давно уже стала всеобщим достоянием широчайших масс в городе и деревне…»

 

Георг Гросс и Виланд Герцфельде. Искусство в опасности. 1925

Из книги «Георг Гросс. Мысли и творчество», М., «Прогресс», 1975