21  с е н т я б р я  2013
XE4J7032 Александр Максимов. О красном.

Солнечная ванна на пляже в Малореченском. 1976

 

В творчестве практически любого автора существует определенная цветовая гамма,  некий набор красок,  которыми  художник наиболее активно пользуется, что дает основание искусствоведам говорить о характерных гармонических, цветовых сочетаниях того или иного автора. Всем  знакомы формулировки «розовый период» или «голубой период» Пикассо. Это не значит, что художник изо дня в день, из работы в работу переносит однажды найденную цветовую гармонию, просто определенные цветовые сочетания по той или иной причине находят у автора особый отзвук.

На Руси многое связано и с красным цветом,  и с самим словом «красный».  В одних только русских пословицах и поговорках огромное количество упоминаний «красного».  Причем, смысл этого слова часто иносказателен и трудно понимаем иностранцами. В изобразительном искусстве чуть проще – красный значит красный, а не голубой и не желтый. Но художник Александр Максимов чрезвычайно любил красный цвет именно за его «иносказательность». Он к нему относился почти язычески.  Вот как вспоминает об этом хорошо знавший Максимова художник Александр Ливанов: «…У него был такой рваный, раздрызганный снизу красный свитер.  Но красный! Саша считал, что так называемая русская гамма – это красный, зеленый, белый. И он свитер красный надевал как доспех». Действительно, красный цвет достаточно давно занял одну из главных позиций в русском искусстве. В творчестве Максимова этот цвет приобрел особую праздничность и звучность в одних случаях, и тревожное, даже подчас трагическое звучание – в других. Художник тщательно изучал тональность красного цвета, различную степень его воздействия в зависимости от размера пятна, толщины конкретной линии, сделанной в работе красным цветом.

Вот несколько примеров  так называемой  «работы  на дом», где  художник в бесконечных повторах пятен и линий пытается найти некую «формулу философского камня» (изобразительного, разумеется). Найденные решения тут же используются художником в конкретных работах.

 

XE4J7054 Александр Максимов. О красном.

Без названия. 1981

 

XE4J7051 Александр Максимов. О красном.

Без названия. 1981

 

Maximov 069 Александр Максимов. О красном.

Шторм на Черном море. 1981

 

А это уже попытка  соединения «пространства» красного цвета с найденным чуть ранее линеарным решением изображения стакана с водой. При этом очевидно внимательное изучение Максимовым  пластических ходов К.Петрова-Водкина.

 

XE4J7071 Александр Максимов. О красном.

Тюбики и стакан с водой. 1981

 

skan 184 Александр Максимов. О красном.

Стакан чистой сырой воды и яблоко сорта Джонатан. 1973

 

Надо заметить, что в творчестве Максимова практически постоянно происходят взаимопроникновения друг в друга различных эпох и стилей. От реалистического рисунка до абстракции у него  даже не шаг, а всего полшага. В своих работах художник не только быстро переходил от одного стиля к другому, но и легко перемещался из прошлого в будущее, и обратно. Изучая русскую иконопись, он от обликов святых приходил к изображению практически инопланетян. А своих современников в работах легко и естественно вписывал в стилистику русского лубка.

 

XE4J7063 Александр Максимов. О красном.

Голова среднего ангела. 1975

 

XE4J7062 Александр Максимов. О красном.

Троица Андрея Рублева. 1975

 

Максимов отличался способностью сопоставлять трудно соединяемые сюжеты и вещи. Вот, например, попытка использования традиционных для русского народного искусства приемов с современными Максимову мотивами.

 

XE4J6792 Александр Максимов. О красном.

Танец автомобиля. 1975

 

XE4J7020 Александр Максимов. О красном.

Зимнее утро в Москве. 1978

 

Чрезвычайно любопытная работа с неожиданным решением параллельного  «сдвига» изображения: линейный рисунок отдельно, цветовое пятно отдельно. Здесь вспоминается цитата из архива художника «Объем. Это основа русского стиля».  Черная линия отвечает за «объем» изображения, а красный цвет за «душу» изображения.

 

XE4J6894 Александр Максимов. О красном.

Комлош Шандор. Венгрия. 1975

 

Максимов вновь углубляется в поиски пластического использования пятна и линии красного цвета, как носителя определенного «эмоционального заряда».

 

XE4J7099 Александр Максимов. О красном.

Движение. 1975

 

И опять, найденное моментально используется Максимовым в сюжетных листах.

 

XE4J7038 Александр Максимов. О красном.

Галя Иванова – известная художница из Москвы. 1974

 

DPP 0209 Александр Максимов. О красном.

Пробуждение Фомы и Еремы через 200 лет в ХХ веке

 

1 Александр Максимов. О красном.

В молочном магазине в Новогиреево. 1976

 

XE4J7174 Александр Максимов. О красном.

Комикс на тему: «Съели варенье». 1979-1980

 

DPP 0192 Александр Максимов. О красном.

Женщина разговаривала с другой в автобусе… 1975

 

Вашему вниманию специально предложено сразу несколько работ художника, без каких бы то ни было комментариев. Просто обратите внимание на то,  как максимовские работы, созданные более 50 лет назад, пластически и стилистически чрезвычайно актуальны сегодня. Это характерная черта настоящего большого искусства – быть современным в любое время.