26  ф е в р а л я – 8  м а р т а  2013
olga 610 Вспоминая Ольгу Ройтенберг. Выставка «Плеяда Ольги Ройтенберг: энергия графики»

Не так давно в нашей стране была очень популярна фраза: «У нас незаменимых нет!»  Она и сейчас еще регулярно используется разными чинами. И отношение ко многим  специалистам, вообще к людям, в СССР было построено по логике именно этого постулата. Но чем глубже погружаешься в историю культуры и искусства (а именно эта область человеческой деятельности нас интересует в первую очередь), тем отчетливее осознаешь частое несоответствие этой  фразы  реальности.

Широко известны примеры влияния отдельных людей на творческие судьбы художников и историю искусства,  на развитие отдельных направлений и художественных школ, на сохранение традиций  и наследий. Такие люди есть практически всегда, хотя их и немного. Они живут и работают рядом с нами. Вот только так уж повелось,  видимо, в роду человеческом, что замечаем и оцениваем мы их, к сожалению, в основном тогда, когда они уходят.

Очередной совместный выставочный проект галереи «Г.О.С.Т.» и выставочного зала журнала «Наше наследие» посвящен памяти Ольги Осиповны Ройтенберг (1923-2001) –  замечательного отечественного искусствоведа, яркого художественного критика, большого знатока и любителя кино.  Пожалуй, трудно переоценить роль этой женщины в деле «художественной реабилитации» целого поколения российских художников 1920-1930-х годов.

История развития России в ХХ веке была насыщена  драматичными социально-политическими коллизиями: революции, гражданская война, коллективизация и голод, сталинские лагеря, участие в двух мировых войнах, и, наконец, бесконечная  борьба с инакомыслием и формализмом в искусстве. Все это, плюс  какое-то патологическое отсутствие в России привычки сохранять и беречь культурное наследие, привело к физическому уничтожению не только художественных произведений, но и  многих авторов. А кто-то и сам счел за лучшее тихонько отойти в сторону, дабы «не разбудить зверя» и сохранить жизнь себе и своим близким. В такой ситуации не удивительно, что большое количество художников осталось «за скобками», а их творчество не являлось предметом пристального внимания отечественного искусствознания. Книга Ольги Ройтенберг «Неужели кто-то вспомнил, что мы были…», над которой она работала практически половину своей жизни, посвящена именно таким несправедливо забытым или безвременно ушедшим авторам. Воскрешая творческие судьбы и биографии художников, отдавая им дань уважения и признания, воздвигая им своеобразный памятник, Ольга Ройтенберг по сути воздвигла памятник и себе, своей беззаветной преданности и любви к этим художникам.

Выставка  «Плеяда Ольги Ройтенберг: энергия графики», приурочена к 90-летию со дня рождения О. Ройтенберг.  В экспозиции представлены работы тридцати авторов из частных собраний.

 

 

· Издания

· Работы

· Фото

· Пресса