25  я н в а р я  2013

 фото церкви Храм Искусства в Пасси

 

Существует мнение, что церкви строят в  «специальных святых» местах, особо отмеченных  какой-то нездешней энергетикой. Думаю, что так оно и есть. У каждого (независимо от того, верит он в Бога или нет), скорее всего, должна быть какая-то своя, близкая именно ему церковь, в которой  радостно и хорошо, спокойно и вдохновенно. В  Москве есть несколько церквей, где лично я чувствую себя как-то особенно хорошо. Храмы эти, находящиеся в разных концах города,  сильно разнятся по своим размерам и «богатству» убранства. Но, видимо, в них есть нечто общее, что привлекает именно меня, и что дает мне возможность заходить туда просто так, не с целью совершить религиозный обряд или отстоять службу, а просто зайти, потому что там хорошо.

Похожие ощущения я практически никогда не испытывал, посещая европейские католические соборы. Мне в них тоже было хорошо и спокойно. Однако я заметил некую специфику своих отношений к этим храмам. Некоторые из них  –  восхищали  и одновременно   давили на меня своей монументальностью и осознанием колоссальности затраченных человеческих сил и времени  на их возведение.  Некоторые – потрясали красотой и убранством, но все они – представляли для меня скорее искусствоведческий интерес. Меня в первую очередь интересовали то архитектура, то витражи, то красота скульптур и органных труб. Одним словом, меня всегда в них интересовало прежде всего искусство, поставленное на службу церкви, но именно искусство. И вот, впервые оказавшись в храме, который просто наводнен первоклассным искусством, где имена художников, принимавших участие в его декорировании, мне знакомы «до боли», я не столько восхищался шедеврами и самим искусством, сколько ловил кайф от атмосферы, созданной благодаря именно этим произведениям искусства. Я, пожалуй, действительно впервые в Европе реально ощутил ту самую «благостность»,  которая и должна быть в храме. Безусловно, я не мог не любоваться витражами Руо или Шагала, не мог не отметить одну из последних работ Боннара, но …

Но давайте обо всем по порядку. Если уж говорить о «специальных»  местах для строительства храмов, то церковь в городке Пасси построена  именно в таком месте.

 

 

Католическая церковь Notre Dame de Toute-Grâce находится на плато д’Асси на высоте 1000 м над уровнем моря, откуда открывается величественный вид на белоснежную вершину горы Монблан. Строительство храма велось с 1937 по 1946 годы по инициативе  Жана Девеми (Jean Devémy, 1896-1981), капеллана санатория Sancellemoz, по проекту и под руководством савойского архитектора Мориса Новарина (Maurice Novarina), черпавшего вдохновение в стилистике местных альпийских шале.

Перед  Второй мировой войной плато д’Асси было известно своими санаториями для больных туберкулезом. К концу 1930-х годов здесь насчитывалось уже более двадцати лечебниц, в самых крупных из них были часовни, в остальные священники приезжали по необходимости. Безусловно, такому большому количеству больных, живущих в уединенном месте, необходима была духовная опора, и новая церковь  была призвана оказать такую помощь пациентам и сотрудникам местных санаториев.

Жан Девеми хотел, чтобы «его» церковь имела какую-то «изюминку» и была истинной отрадой для местного населения. Он решил, что она должна гармонично вписаться в окружающий пейзаж. В результате их полного единодушия с архитектором Морисом Наварина церковь была построена из местных материалов – зеленого песчаника, добытого из горной породы по соседству, и изнутри отделана деревом из арденнского леса. А за «изюминкой» пришлось отправиться в Париж…

Как это часто бывает, значительные события в нашей жизни происходят благодаря цепи, казалось бы, случайных совпадений. Жан Девеми был знаком с отцом-доминикацем Мари Аленом Кутюрье (Marie Alain Couturier (1897-1954), в силу слабого здоровья в начале 1930-х годов три года жившего в Савойе.  До посвящения в орден в 1930 году отец Мари Ален, в миру – Пьер Кутюрье, был художником, принадлежавшим к кругу художников  Монпарнаса.

Получив тяжелое ранение на фронте, в 1917 году после лечения в госпитале двадцатилетний юноша по совету друга семьи скульптора Бартоломе  отправился в Париж. Увлечение живописью и стремление к религии привело его в  «Мастерские религиозного искусства»  Мориса Дени, через которого он познакомился сначала с Пьером Боннаром, а затем с Анри Матиссом, последний в свою очередь представил молодого человека Андре Дерену и Пабло Пикассо.

Отец Мари Ален Кутюрье известен тем, что всю свою жизнь посвятил развитию современного религиозного искусства и официальному признанию его римской католической церковью. Он написал несколько теоретических трудов на эту тему, сам много занимался созданием и реставрацией монументальных фресок в храмах и соборах Европы.

Вот такой человек и взял на себя заботы о внутреннем убранстве новой церкви. По совету отца Мари Алена, искренне убежденного, что все истинные художники творят во славу Господа,  Жан Девеми отправился в Париж на выставку современного искусства, где он был поражен витражом Жоржа Руо «Страсти Христовы». Вернувшись в Пасси, он замерил оконные проемы в уже построенной церкви – они в точности совпадали с размером витража Руо!  «Вот оно, чудо д’Асси!», – воскликнул он. Первую «изюминку» он нашел.

 

 

Надо заметить, что в данном случае все дальнейшее напоминает скорее фантастический сон. Свой  вклад  в обустройство этой церкви, кроме уже упоминавшегося Жоржа Руо,  внесли  Марк Шагал, Пьер Боннар, Жак  Липшиц, Морис Брианшон, Анри Матисс, Жорж Брак, Жан Люрса и другие художники.

 

passy cathedral plan Храм Искусства в Пасси

 

Несмотря на яркую индивидуальность каждого отдельного шедевра, главное – это тепло, свет, гармония, потрясающая по своей чистоте аура этой церкви. Поистине, отец Мари Ален создал памятник своей теории высокой духовности современного религиозного искусства и воплотил ее в жизнь. К слову сказать, он и сам создал два витража для церкви в Пасси. Нужно обратить внимание на то, что здесь же находится одна из последних картин Пьера Боннара, написанная им за несколько месяцев до смерти и подаренная церкви в память о своем племяннике, докторе Жане Террассе, одном из основателей лечебниц на плато д’Асси.

 

 

Приглашая великих художников современности, Жан Девеми доверился их таланту и чистоте помыслов, поэтому не делал различий между художниками различных вероисповеданий и политических взглядов. Он пригласил Фернана Леже, известного своими  коммунистическими воззрениями, для оформления фасада церкви – так появилось мозаичное панно размером 152 кв. метров. Произведения Марка Шагала расположены в приделе церкви -  керамическое панно, мраморные барельефы и витражи. Необычно украшены хоры церкви, здесь расположен большой гобелен Жана Люрса (Jean Lurçat) на сюжет 12-й главы Апокалипсиса, а также бронзовое распятие Христа скульптора Гермины Ришье (Germaine Richier).

 

 

Безусловно, сколько не повторяй  слово «сахар», во рту слаще не станет. Поэтому, чтобы оценить все достоинства церкви Богоматери всех благодатей, лучшее, что можно сделать, это все-таки до нее добраться. Горная дорога, ведущая в Пасси, называемая «Путь скульптуры», и сама может быть предметом для очередной истории.

 

ИСТОЧНИКИ:

http://fr.wikipedia.org/wiki/%C3%89glise_Notre-Dame-de-Toute-Gr%C3%A2ce_du_plateau_d’Assy

http://monjura.actifforum.com/t777-notre-dame-de-toute-grace-le-plateau-d-assy-74

http://passy-culture.com/?page_id=245

http://fdaf.org/jtissot/jt_couturier.htm

http://forezhistoire.free.fr/pierre-couturier.html