11 я н в а р я 2013

Задавались ли Вы вопросом, что движет людьми, тратящими свое время, силы, финансы на приобретение, сохранение и популяризацию произведений искусства? Ведь жизнь каждого из нас чрезвычайно коротка, взять с собой собранное просто не представляется возможным. Видимо, поэтому  многим  до конца и непонятен побудительный мотив  людей, коллекционирующих произведения  искусства.

Как человек, значительную часть своей профессиональной деятельности посвятивший составлению разного рода коллекций для других, я точно знаю, что коллекционирование – уникальная по своей сущности страсть людей, влюбленных в искусство. Правда, в последние годы для многих собирателей основным мотивом стала инвестиционная привлекательность покупки. Так бывало и раньше, но настоящего коллекционера, все-таки, отличает именно стремление одним из первых  разглядеть талант, поддержать его и тем самым дать возможность художнику творить дальше.

В мире существует множество примеров, когда частное собрание становилось основой для музея, известны случаи, когда коллекционерам удавалось серьезно повлиять на жизнь и творчество современных им авторов, активно содействовать самому процессу создания произведения искусства. Вспомните Сергея Щукина и Ивана Морозова, Гертруду Стайн и Альберта Барнса, других коллекционеров, оказавших чрезвычайно серьезное влияние на жизнь и творчество таких авторов как Пикассо, Модильяни, Матисс, Марке, Дерен, Боннар, Сутин, Брак и так далее.

Однако,  известны и чрезвычайно редкие примеры, когда деятельность отдельных коллекционеров приводила к появлению новых форм их сотрудничества с художниками.  И особое место в этом ряду занимает деятельность Эме Мага, которому удалось на основе частной семейной коллекции не только организовать прекрасный музей и замечательную выставочную площадку для организации временных выставок, но и создать специальные условия для реализации художниками их творческих идей.

 

Aimé Maeght Фонд Маг. Коллекционирование как творчество.

 

Эме Маг (Aimé Maeght, 1906-1981) родился на севере Франции, недалеко от Лилля, в семье железнодорожного инженера. Во время Первой мировой войны его отец пропал без вести, и мать с тремя сыновьями и дочерью, спасаясь от германских войск, отправилась на юг Франции в Ним. Эме рано узнал, что такое нужда, и был вынужден помогать матери зарабатывать на жизнь.

В годы учебы он был блестящим учеником, в течение пяти лет являлся первым в своем классе. Эме изучал промышленный дизайн, затем занялся освоением современных техник печати, чтобы получить диплом гравера-литографа. Он был интеллигентным молодым человеком, увлекался поэзией и живописью, страстно полюбил джаз.

Ничто не предвещало, что Эме Маг станет одной из ведущих фигур мировой художественной сцены. По программе социальной помощи детям, потерявшим в войну родителей, он получил работу в одной из типографий в Каннах, куда переехал в 1927 году. Тут он познакомился с юной Маргарет Девайе, обладающей искрящейся жизненной силой, на которой женился в следующем году.  Она всю жизнь была его верной спутницей, помогая воплощать в жизнь самые невероятные мечты.

В 1932 году Эме Маг открыл свою собственную типографию ARTE (Искусство и Графические техники) возле набережной Круазетт в Каннах.

6 декабря 1945 года Эме открывает галерею Маг в Париже, которая сразу же стала местом встреч художников, поэтов и писателей. Эме и Маргарет обладали удивительной способностью собирать вокруг себя талантливых людей. В галерее проходили выставки «самых современных» художников того времени – Анри Матисса, Марка Шагала, Хоана Миро, Ивана Пуни, Пьера Боннара, Валерио Адами и других.

Вместе со своей семьей Эме был близким другом таких художников как Матисс, Брак, Леже, Миро, Шагал, Кальдер и Джакометти.  В галерее Маг выставлялись такие признанные мастера послевоенного времени как Брам ван Вельде (Bram Van Velde), Антони Тапиес (Antoni Tàpies), Рауль Юбак (Raoul Ubac), Пьер Таль-Коат (Pierre Tal Coat), Жан Базен (Jean Bazaine), Эдуардо Чильида (Eduardo Chillida), Пьер  Алешинский (Pierre Alechinsky), Валерио Адами (Valerio Adami), Жак Монори (Jacques Monory) и многие другие. 

 

Эме Маг не ограничился ролью маршана и галериста. Параллельно с изданием художественного журнала «По ту сторону зеркала» он выпускал высококачественные издания, предназначенные для библиофилов, а в 1960-70-е годы занимался также изданием поэтических сборников.

 

Фонд Маг

В 1954 году, после смерти своего младшего сына Бернара, Маргерит и Эме Маг по совету Фернана Леже отправились в США с целью изучения опыта американских художественных фондов: Альберта Барнса, корпорации Филипс, семьи Гугенхаймов.

Постепенно сформировалась концепция фонда семьи Маг – это должно быть место, где будет располагаться коллекция произведений их друзей-художников, куда художники будут приезжать работать и обмениваться мнениями. Так сформировался план художественной деревни, которая должна располагаться на большой территории, иметь много помещений вокруг внутреннего двора, часовню и дом для художников. Архитектурный ансамбль был разработан каталонским архитектором Жозефом Льюисом Сертом таким образом, чтобы была возможность представить современное искусство во всех его формах. Он  расположен недалеко от Ниццы в городке Сен-Поль-де-Ванс.

Торжественное открытие Фонда  Маг (Maeght Foundation) состоялось 28 июля 1964 года в присутствии министра культуры Франции Андре Мальро, с участием таких звезд как Ив Монтан и Элла Фицджеральд. Фонд Маг стал первым проектом такого уровня, посвященным искусству живущих художников. Необходимо заметить, что художники и скульпторы принимали непосредственное участие в реализации проекта, создавая монументальные произведения специально для пространств фонда и интегрируя их в окружающую среду – двор Джакометти, лабиринт Миро, наполненный скульптурой и керамикой, настенные мозаики Шагала и Таль-Коата, бассейн Брака.

 

 

Фонд проводит масштабные выставки как на своей территории, так и в других крупных музеях. Коллекция фонда насчитывает 10 тысяч произведений, в том числе 62 скульптуры Джакометти, 150 скульптур Миро, самую большую в мире картину Шагала. Фонд Маг и его знаменитый сад скульптур Миро, Джакометти, Кальдера, Брака, Шагала и Леже  ежегодно посещают 200 тысяч человек. При Фонде работает библиотека по искусству, насчитывающая 30 тысяч томов (modern and contemporary art). Издательство Маг является крупнейшим в мире, специализирующемся на печати авторских тиражей гравюр и литографий современных художников.

 

ИСТОЧНИКИ:

http://www.fondation-maeght.com/

http://fr.wikipedia.org/wiki/Fondation_Maeght

http://fr.wikipedia.org/wiki/Aim%C3%A9_Maeght