16  н о я б р я  2012

В материале «Так хочется, чтобы для людей. Заметки о посещении О-де-Кань» поделился впечатлениями об очередной своей поездке в эту средневековую французскую деревушку, уютные улочки и виды которой писали Хайм Сутин, Феликс  Валлаттон и многие другие художники, приезжавшие сюда в 1910-1920-е годы.

После окончания Второй мировой войны десятки художников по-прежнему жили и работали в О-де-Кань, но звезд мировой величины среди них уже не было, хотя творческая атмосфера всегда наполняла эту деревушку. В годы войны здесь скрывались от нацистов уцелевшие немецкие художники-авангардисты, бежавшие из  фашистской Германии, жила здесь и легендарная Мария Васильева, в парижской мастерской которой теперь открыт музей Монпарнаса. В послевоенные годы местные художники (в основном, иностранцы) создали даже свой творческий союз и построили в самом центре деревни Дом художников.

Пока я делал снимки здешних красот, жена заглянула в местный туристический офис и вернулась с рекламным буклетом о культурных мероприятиях и выставках в  городке Кань-сюр-Мер и его окрестностях.  В  музее деревни О-де-Кань  (Вы только вдумайтесь в это словосочетание) была анонсирована выставка портретов кисти Кислинга, Дюфи, Пикабиа…  из неизвестного и не совсем понятного нам фонда. На входе в музей мы даже уточнили, точно ли эта выставка находится здесь, чтобы не тратить драгоценное отпускное время.

Осматривая экспозицию музея, мы оказались в небольшом зале, все стены которого были буквально увешаны многочисленными портретами одной и той же женщины. Разного, надо сказать, художественного уровня, но среди них были настоящие жемчужины – и не одна. Этот зал сильно отличался от всего остального, но главное, что мы были заинтригованы вопросом: кто же эта женщина, портреты которой писали  Александр Яковлев, Леонар Фужита, Мари Лорансен,  Кес ван Донген, Тамара Лемпицкая (Лемпика) и многие другие.

 

110 Многоликая Сюзи Солидор

 

22 Многоликая Сюзи Солидор

 

32 Многоликая Сюзи Солидор

 

42 Многоликая Сюзи Солидор

 

52 Многоликая Сюзи Солидор

 

62 Многоликая Сюзи Солидор

72 Многоликая Сюзи Солидор

 

82 Многоликая Сюзи Солидор

 

В 1960 году из Парижа в О-де-Кань переехала знаменитая в 1920-30-е годы певица кабаре Сюзи Солидор – женщина свободных нравов, независимая, обладающая большой энергетикой и жизненной силой. Она купила самый большой дом на городской площади, в погребе которого незамедлительно устроила кабаре. С ней приехала ее команда: пианистка – ее бессменный аккомпаниатор в течение 17-ти лет, аккордеонистка, гитаристка, повар и секретарь. Жизнь в О-де-Кань приобрела новые очертания – местные жители назвали это событие «солидорианская революция» (La Révolution solidorienne). Деревня и раньше активно посещалась, теперь ее центром стал дом Сюзи Солидор.

Здесь необходимо сделать короткое отступление. В истории у каждого творца своя роль, своя ниша. Кто-то оставляет в искусстве незначительный след, кто-то высекает свое имя в монолите, но есть Художники (именно так, с большой буквы), личность которых сама по себе становится огромным событием, знаком, мифом, легендой, символом отдельного десятилетия или целой эпохи. Ходить за примерами далеко не надо, достаточно назвать Поля Сезанна или Винсента Ван Гога, Пабло Пикассо или Жана Кокто…  Судеб с захватывающим сюжетом гораздо больше, чем мы знаем или можем предположить.  Женщина, вдохновившая сотни (!!!) художников, разумеется, не могла не быть неординарной личностью!

 

Вот такой Сюзи Содидор вторглась в жизнь О-де-Кань:

 

Перед  начинающим коллекционером изначально всегда встает вопрос – что именно собирать. Сюзи Солидор легко определилась с тематикой коллекции – она выбрал  себя, свои собственные изображения и следовала этой линии десятки лет. В результате ей удалось собрать коллекцию из 224-х своих портретов разных авторов, с которыми она была знакома лично и которым позировала  – Моисей Кислинг, Рауль Дюфи, Леонар Фужита… Любое собрание надо где-то хранить и выставлять. И тут решение для Сюзи было очевидным  – в Париже и в О-де-Кань она была владелицей кабаре, на стенах и сводах которых и были развешаны ее портреты. Безусловно, это производило сильное впечатление, хотя Вам бы я лично не советовал хранить произведения искусства в винном погребе. J

 

Кабаре Сюзи Солидор в О де Кань Многоликая Сюзи Солидор

Кабаре Сюзи Солидор в О-де-Кань

 

В 1973 году Сюзи Содидор передала 40 лучших портретов в дар О-де-Кань с условием  их размещения  в будуаре замка Гримальди, где они и хранятся, являясь частью постоянной экспозиции местного музея. Именно с ними мы и столкнулись. Остальные портреты были проданы с аукциона после смерти Солидор в 1983 году.

 

Сюзи Солидор Многоликая Сюзи Солидор

Сюзи Солидор

 

suzy Многоликая Сюзи Солидор

 

Сюзи Солидор (1900-1983) родилась в городе Сен-Мало (Бретань) на Атлантическом побережье Франции. Она была внебрачной дочерью барона Роберта Сюркуфа (Surcouf) и его горничной Луизы Марион. В шесть лет ее удочерил Эжен Роше (Eugène Rocher), за которого мать вышла замуж в 1907 году. Не имея возможности носить фамилию своего родного отца, Сюзи впоследствии выбрала в качестве своего псевдонима название сторожевой башни в Сен-Мало – Солидор (soleil d’or – золотое солнце). Не получив образования, в 15 лет девушка пошла работать на кондитерскую фабрику, но у нее оказались способности к механике, она научилась водить автомобиль и в 1917 году получила водительские права. Шла Первая мировая война, в армию набирали добровольцев, и Сюзи стала водителем санитарной машины, возила своих земляков – бретонских офицеров на фронт на север Франции (Oise, Aisne). Так что уже в юном возрасте девушка показала себя весьма решительной.

По окончании войны она работала в обувном магазине в Сен-Мало, но перспективы такой жизни не могли ее устроить. Фронтовые друзья посоветовали ей попытать счастья в Париже. В ее стремлении стать манекенщицей ей помогали женщины, обладающие безошибочным вкусом, и среди них преуспевающий антиквар Ивонн де Бремон д’Арс (Yvonne de Brémond d’Ars), державшая бутик на улице Фобург Сен-Оноре. Ивонн была старше Сюзи на шесть лет и, увидев ее впервые, едва не лишилась чувств, пораженная белокурой красавицей.

 

Suzy+Solidor+sudio+photo Многоликая Сюзи Солидор

 

Сюзи, в свою очередь, была очарована утонченностью артистического мира и шармом Ивонн. Их связь продолжалась десять лет, которые впоследствии она назовет «сумасшедшими» годами. Именно тогда она познаёт все радости Сафо, предстает в образе мальчика во время занятий спортом, производит сенсацию в Довиле платьями от модных дизайнеров  Жанны Ланвин (Jeanne Lanvin) и Жана Пату (Jean Patou) и потрясающими воображение купальными костюмами из рыболовных сетей.

 

fougita Многоликая Сюзи Солидор

Сюзи Солидор, Фужита, и Ивонн де Бремон. Довиль. 1920

 

Suzy+Solidor+man ray suzy solidor 3 Многоликая Сюзи Солидор

 

Suzy+Solidor+solidorjpg Многоликая Сюзи Солидор

 

Обнаженная Сюзи Многоликая Сюзи Солидор

Обнаженная Сюзи

 

Сюзи  путешествует по Европе, увлекается историей искусств, охотно позирует обнаженной известным художникам – Домергу в 1923 году (Jean-Gabriel Domergue), Фужите в 1927 году, Ван Донгену в 1927 году, Вертесу в 1929 году (Marcel Vertès), Мари Лорансен в 1929 году.  Участвует в многочисленных праздниках, устраиваемых Ивонн для всего Парижа (нетрадиционной ориентации). Тогда же, вдохновленная поддержкой Ван Донгена, она начинает петь – сначала для друзей, а уже в июле 1929 года она впервые выступила на публике в кабаре Le Brummell в Довиле. Ее низкий голос удивлял и соблазнял. О времена, о нравы! Сюзи пришлась по вкусу Парижу, где необычные люди привлекали к себе внимание.

В 1930 году птичка вылетела из клетки – Сюзи покидает Ивонн ради богатого владельца компании по производству автомобилей люксовых марок Мориса Барбеза (Maurice Barbezat). Он снимает ей галерею на набережной Вольтера, 29, где она устраивает антикварный бутик. Магазин становится местом встреч со старыми друзьями, Сюзи часто организует коктейли, на которых сама поет. Вдохновленная поддержкой друзей, Солидор посещает курсы пения Иветт Гильбер и берет уроки у примы Опера-Комик Маргерит Карре (Marguerite Carré).

В апреле 1932 года Сюзи открывает чайный салон недалеко от авеню Оперà под названием «Парижская жизнь» и начинает выставлять там все картины, которые у нее есть. Отсюда берет начала галерея портретов и череда вернисажей, которая продлится до 1960-х годов. В салоне часто бывают ее друзья – художники, писатели, журналисты. С 1933 года Сюзи – владелица шикарного и дорогого кабаре, которое посещает весь артистический Париж. Успех ее кабаре обеспечен тем, чем до нее программа всегда была ориентирована на мужчин, а Сюзи уделяла большое внимание и женщинам…  Поначалу она адаптирует тексты песен, как будто они написаны специально для нее. Затем ее стиль становится поэтическим – она поет и читает Генриха Гейне, Франсиса Карко, Эдмон Арокура (Edmond Haraucourt). Она увлекается джазом и вводит моду на латиноамериканские ритмы. Ее неизменный образ – длинное элегантное платье из черного блестящего сатина.

В 1935 году Сюзи снимается в фильме Жана де Лимура «Эмансипированная девица» (La Garçonne), где образ главной героини как будто списан с «девчонки» Пиаф. В конце 1930-х и в 1940-х годы она много записывается на радио, дает интервью, она на пике своей популярности.

Сюзи заводит связи как с мужчинами, так и с женщинами, не делая различий. В 1934 году Жозеф Кессель знакомит ее с известным авиатором Жаном Мермозом (Jean Mermoz), трагически погибшим два года спустя. После этого она собиралась выйти замуж за своего партнера по сцене комика Анри Бри (Henry Bry), но это были лишь платонические чувства и дальше планов дело не пошло, хотя он был рядом с Сюзи до 1960-х годов.

В период оккупации Парижа кабаре La Vie parisienne активно посещается немецкими офицерами, французскими аристократами и агентами британской разведки, где они обмениваются ценными разведданными. Наибольшей популярностью в эти годы пользуется знаменитая песня Lili Marleen, пока ее не запретил Геббельс. И только дело личного вкуса, чье исполнение более проникновенно – Марлен Дитрих или Сюзи Солидор.

 

 

В материале  «Художественная жизнь оккупированной Франции. 1940-1944» мы уже писали, чем закончилась немецкая оккупация для многих французских артистов и художников, оставшихся в Париже, не стала исключением и Сюзи Солидор. Ей была запрещена профессиональная деятельность во Франции, она была вынуждена продать кабаре своей подруге певице Колетт Марс. В 1946 году Сюзи отправилась в турне по Швейцарии, с 1949 года она становится послом французской песни на Ближнем Востоке – посещает Бейрут, Дакар, Стамбул. Кроме того, выступает в Брюсселе, странах Магриба и Испании. Одновременно делает студийные записи своих песен.

В октябре 1954 года Сюзи открывает в Париже новое кабаре «У Сюзи Солидор», где снова размещает свои многочисленные портреты, к этому времени уже насчитывающие сотню. Она дает по два представления за вечер – в 22.30 и в полночь. Она поет сама и представляет других артистов.

В 1960 году неутомимая Сюзи покидает Париж и отправляется на юг, где ее домом становится О-де-Кань…

 

 

Источники:

Буклет к CD SUZY SOLIDOR au cabaret. Enregistrements rares et inédits 1933|1963.

Каталог Donation Suzy Solidor, 1973. Chateau-Musée de Cagnes-sur-mer.

Michel Gaudet. La vie du Haut de Cagnes (1930-1980), la bohème ensoleillée. Mémoire directe, DEMAISTRE.