2  н о я б р я  2012

Некоторое время назад наши поездки в отпуск жена стала называть творческими командировками, и мне с этим  трудно не согласиться. Судите сами, за две недели последней поездки мы проехали по дорогам Франции более 3500 километров, посетили  12  музеев, 16 выставок, отсняли более 3000 фотографий, посетили десяток винных домов и замков в Кондриё и Шатенеф-дю-Пап, выпили пару ящиков вина. Конечно же, это самая что ни на есть творческая командировка, если кто-то  еще помнит, что это такое.

Одним из самых сильных впечатлений в этой поездке стало посещение открывшегося в ноябре 2011 года музея Жана Кокто в Ментоне (Menton). Поскольку количество музеев в разных странах, где мне удалось побывать,  уже давно перевалило за сотню, мне есть с чем сравнивать.

Найти музей оказалось не очень просто. Он так профессионально и органично вписан в окружающий ландшафт, что с любой точки смотрится единым целым и с ним и со всеми городскими постройками, хотя их и разделяют подчас столетия.  Мы даже сделали пару кругов на машине непосредственно вокруг здания, прежде чем поняли, что вот эти белоснежные колонны странной формы с затемненными стеклами и есть музей Жана Кокто.  Нам даже в голову не могло прийти, что музей общей площадью 2700 кв. метров  находится практически на пляже. Замечу, что это достаточно смелый шаг и со стороны городских властей, и со стороны авторов архитектурного проекта:  затеять строительство художественного музея в 100 метрах от морского побережья.  Это самая «дорогая» земля в курортных городах. У нас, скорее всего, построили бы гостиницу или ресторан. Французы же реализовали удивительный по красоте и смелости проект.

 

1 Музей Жана Кокто в Ментоне

2 Музей Жана Кокто в Ментоне

3 Музей Жана Кокто в Ментоне

4 Музей Жана Кокто в Ментоне

5 Музей Жана Кокто в Ментоне

 

Идея строительства музея принадлежит американскому коллекционеру, инициатива  которого была горячо поддержана властями города, а собрание стало основой музея. Более того, музей так и называется «Музей Жана Кокто коллекция Северина Вундермана».

Если Валорис считается городом Пикассо, Ницца – городом Матисса, Бьот – городом Леже, то Ментон, безусловно, –  город  Кокто.

 

Хенри Мартиньи. Жан Кокото. 1926 Музей Жана Кокто в Ментоне

Хенри Мартиньи. Жан Кокото. 1926

 

Лазурный берег с 1910-х городов привлекал внимание Кокто. А в Ментон он впервые попал в  августе 1955 года во время посещения музыкального фестиваля. Надо сказать, что город сильно пострадал в годы Второй мировой войны – сначала он был аннексирован фашистской Италией, а затем оккупирован гитлеровскими войсками. Чтобы вдохнуть в город, насчитывавший 13 тысяч жителей, жизнь, тогдашний мэр решил организовать музыкальный фестиваль, который прошел уже 62-а раза, и художественную биеннале, проводившуюся 13 раз, почетным  президентом которой был сначала  Анри Матисс, а позже  Марк Шагал. Для маленького городка, находящегося на самой границе с Италией, это, безусловно, крупные  события.

Во время своего первого пребывания в Ментоне Кокто познакомился с мэром города, который обратился к нему с предложением сделать декоративную роспись зала бракосочетаний в Бастионе, построенном в начале 17 века. В то время Кокто уже занимался росписью часовни рыбаков в Вильфранше, и идея мэра ему понравилась. Темой росписи в Бастионе Кокто выбрал  сюжет мифа об Орфее и Эвридике, особенно близкий ему после съемок фильма «Завещание Орфея».

Тогда же от властей города Кокто поступило предложение разместить в Бастионе часть работ, аналогично предложению властей города Антиб разместить в замке Гримальди мастерскую Пикассо. Оба проекта успешно завершились открытием музеев Кокто в Ментоне и Пикассо в Антибе.

Кокто сам активно участвовал в отборе произведений для своего музея в Бастионе и считал Ментон лучшим местом для своих работ. Он говорил, что его рисунки и пастели сродни волнам, омывающим стены Бастиона. Музей открылся в 1966 году, через три года после смерти художника. В музее было представлено 102 работы Жана Кокто.

 

Фото Северина Вундермана Музей Жана Кокто в Ментоне

Северин Вундерман

 

Свою коллекцию Северин Вундерман (Séverin Wunderman) собирал более 50-ти лет. Первый рисунок Кокто он купил на улице Брюсселя, будучи 18-тилетним учеником часовщика, и заплатил за него свою месячную зарплату. К этому моменту фильм Кокто «Красавица и чудовище» был его любимым.

Северин Вундерман родился в семье польских евреев, которые после начала Второй мировой войны перебрались в Брюссель.  Во время оккупации родители укрыли своих троих детей в детских приютах знаменитого отца Бруно (Henri Reynders), спасшего сотни еврейских жизней. По окончании войны семья воссоединилась, но после смерти матери отец не мог заниматься воспитанием маленького Северина и отправил его к старшей сестре в Калифорнию, где она проживала с мужем. После окончания школы Северин вернулся в Брюссель к отцу, державшему ювелирную лавку, и начал учиться часовому делу.

Благодаря своему упорству и трудолюбию Северин стал главой крупной компании по производству часов, выполняющей заказы модного дома Gucci . Но настоящей страстью для него стала его коллекция произведений Жана Кокто.

В 1980-е годы Северин Вундерман, к тому времени уже имеющий выдающуюся коллекцию произведений модерн арт, решил открыть музей графического и пластического искусства Жана Кокто в Ирвине в Калифорнии, где располагалась штаб-квартира его компании Séverin Watches.

Не будучи лично знакомым с Кокто, он близко познакомился с его приемным сыном Эдуардом Дермитом (Édouard Dermit) и приобрел у него много работ художника. Музей Северина Вундермана открылся 9 сентября 1985 года. В течение десяти лет музей вел активную просветительскую работу – проводил конференции, семинары, лекции, сотрудничал со многими университетами США.

В 1995 году, вскоре после того, как у него был диагностирован рак, Северин Вундерман продал свой бизнес Gucci, приобрел на Лазурном берегу охотничий домик 15-го века – шато де Монфор в ля Коль-сюр-Луп, полностью отреставрировал его и перевез туда часть своей коллекции искусства 20-го века.  Одновременно он начал искать место для музея Кокто на юге Франции. Лучшим местом, безусловно, был Ментон с его фантастической атмосферой свободы и безграничности.

Результатом совместных усилий тогдашнего мэра, мечтавшего о славе города Ментон, Северина Вундермана и группы профессионалов во главе с архитектором  Руди Риччиотти (Rudy Ricciotti), создавшего на берегу моря музей-осминог , проект состоялся. Вундерман полностью отдал свою коллекцию городу: 1800 работ, среди которых 990 работ самого Кокто и остальные — произведения его именитых друзей (Пикассо, Модильяни, де Кирико и других). Плюс 178 фотографий, в основном со съемок фильмов, и 360 работ, посвященных актрисе Саре Бернар. Коллекция была оценена в €7 млн.

 

6 Музей Жана Кокто в Ментоне

 

7 Музей Жана Кокто в Ментоне

 

Музей сделан абсолютно по-американски: в нем много воздуха, большие свободные пространства, много новейших аудио и видео приспособлений, рядом большая парковка, что в условиях французского курортного городка практически невероятно. Небольшой музейный магазинчик забит разнообразной сувенирной продукцией с  музейным логотипом, каталогами и книгами про Кокто, его время, близких друзей и окружение. Что говорит о том, что обо всем этом подумали  «сильно» заранее, задолго до открытия самого музея.

Обратили на себя внимание некоторые оригинальные экспозиционные находки организаторов. Например, не имея возможности показать все графические работы серии, находящиеся  в собрании, устроители разместили  в рамах на стенах только несколько наиболее выразительных  листов, а все остальные демонстрируются тут же на мониторе в отсканированном виде. Таким образом, любой посетитель может составить максимальное представление о данной графической серии художника. Аналогичный прием использован при демонстрации режиссерских работ Кокто. На стендах экспонируются эскизы, варианты сцен из  фильма, рекламные афиши, а рядом идет демонстрация самого фильма.

Сказать по правде, до посещения музея мне не очень нравился художник  Кокто, он казался мне очень однообразным и излишне эстетским. Однако в данном собрании я открыл для себя  совершенно нового Кокто:  яркого, с  очень острым, внимательным  взглядом  и твердой рукой, виртуозно владеющего  линией. На раннем этапе своего развития художник прошел через увлечение творчеством многих европейских авторов. Эти «симпатии» к другим художникам наложили след на работы юного Кокто, влияние некоторых сохранилось практически до последних дней художника.

 

8 Музей Жана Кокто в Ментоне

Автопортрет. 1915

9 Музей Жана Кокто в Ментоне

Без названия. 1920

10 Музей Жана Кокто в Ментоне

Иллюстрация к книге « Секреты профессионала». 1925

11 Музей Жана Кокто в Ментоне

Рыбак и молодая женщина. 1961

 

Источники:

Musée Jean Cocteau. Collection Séverin Wunderman. Snoeck Publishers, 2011.