4 с е н т я б р я 2012

Что-то слишком часто в моей жизни стали происходить большие и маленькие юбилеи и юбилейчики. Только недавно размещал на сайте материал «Двойной день рождения», и вот опять. Видимо  пора  начинать беспокоиться. icon smile Большому кораблю – большое плавание. Поздравление коллег с юбилеем.

1 сентября открылся очередной выставочный сезон галереи «Ковчег». И хотя я уже некоторое время не имею непосредственного отношения к галерее, 19 лет руководства ею дают мне некоторые основания считать это событие и своим праздником тоже. 25 выставочных сезонов – чрезвычайно серьезный рубеж для галереи в России, не многие могут этим  похвастаться. «Ковчегу»  есть, что вспомнить.

Галерея возникла  из выставочного зала Тимирязевского района Москвы. В конце 1980-х годов на уровне городского руководства возникла идея о необходимости приблизить культуру к народу. Во всех районах города в срочном порядке было открыто около 30 выставочных залов, призванных нести культуру в массы. И всем были нужны кадры, а тут целая команда молодых художников.

В те далекие годы мы – выпускники художественно-графического факультета московского педагогического института, практически только что получившие свои дипломы, не думали ни о какой галерее. Нам было необходимо выставочное пространство для показа собственных творческих работ и произведений наших друзей-художников. Однако оказалось, что наши выставки кроме нас, да еще небольшого круга наших знакомых, практически никому больше не были нужны. Посетители смотреть на работы неизвестных молодых художников, да еще и на окраине столицы не желали. Сделаться быстро и одновременно известными художниками нам не представлялось возможным, поэтому мы решили потратить силы на продвижение самого выставочного зала. Задача тоже не из легких. Выделяемый бюджет был мизерным, а зарплаты  – смешными. Один из наших коллег-сотрудников на свою месячную зарплату мог только приобрести себе «сезонку»  (месячный проездной билет на электричку), чтобы ездить на работу из ближнего Подмосковья. Дополнительным минусом (как это не странно) выступала наша молодость. Мы все были не юны, но молоды. Многие художники и наследники просто боялись иметь дело с такими молодыми начинающими галеристами.

Большинство из открытых залов начали свою деятельность с показов творчества местной детворы и различных «опусов» районных пенсионеров. Чуть позже началось время активной сдачи выставочных площадей в аренду художникам, желающим на волне перестроечного интереса ко всему постсоветскому успеть показать свое творчество иностранным туристам с твердо конвертируемой валютой в карманах. Мы по этому пути не пошли, посчитав, что сдавая площади в аренду, мы уже не сможем контролировать качество выставляемых работ, а именно это нас интересовало.

Достаточно быстро сформировались основные принципы выставочной политики зала:

- мы ценим традиции;

- нас интересует наследие;

- нам необходимо новаторство.

Если мне не изменяет память, такие точные и краткие формулировки были предложены женой Сережи Сафонова – Катей. Она же предложила  и название «Ковчег». Точнее изначально  было три варианта, из которых общим решением был выбран именно «Ковчег». Но это было чуть позже, когда с карты Москвы исчезли районы, появились административные округа, а залам было разрешено переходить на самостоятельность.

Потом было множество интересных идей и реализованных проектов. Думаю, что подробная история галереи  «Ковчег» еще будет написана. Я же хочу просто поздравить всех своих бывших  коллег и сотрудников Ковчега, в разное время в нем работавших, с нашим общим праздником! Ну, а Ковчегу – семь футов под килем!

 

kovcheg crew Большому кораблю – большое плавание. Поздравление коллег с юбилеем.

Игорь Чувилин, Юрий Петухов, Дмитрий Смолев, Сергей Сафонов. 2004 год. Фото Д. Кразаева