фото Дерена 212x300 Дерен Андре / André Derain ★

Андре Дерен. 1904

Андре Дерен родился 17 июня 1880 года в Шату, маленьком городке в десяти километрах к западу от Парижа, на улице Сен-Жермен. Отец его был молочником, уважаемым человеком в своем городке – в 1884 году был избран членом городского совета. Общее образование Андре получил в частной школе Сен-Круа в Лё Везине и в лицее Шапталь в Париже. Живописью начал заниматься в 1895 году во время подготовки к выпускным экзаменам в парижском институте Политехникум. Первым наставником будущего художника стал папаша Жакомин, отец его школьных товарищей. Первыми живописными работами Дерена стали пейзажи берегов Сены.

В 1898 году Андре поступает в академию Камилло, где в то время преподавал художник-символист Эжен Карьер (Eugène Carrière), писавший мистические фигуративные картины и пейзажи в технике дымчатого сфумато, он был известен своей высокой профессиональной этикой и либеральным умом. Здесь Дерен знакомится с Анри Матиссом, которого творческие поиски и неуверенность в выбранном пути привели в академию, а также заводит дружбу с Альбером Марке и Жоржем Руо. Матисс был старше Дерена на десять лет, он сразу обратил внимание на молодого человека  –  очень серьезного, работающего скрупулезно и весьма одаренного. Безусловно, Матисс, обладавший к тому времени собственной коллекцией работ Сезанна, Ван Гога, Гогена, Родена и Редона, стал большим авторитетом для Дерена, которому в ту пору был всего 21 год. Именно под влиянием Матисса, знавшего все о галереях, выставках и музеях, Дерен начал посещать Лувр и познакомился с парижскими галеристами и арт-дилерами.

Автопортрет в мастерской Дерен Андре / André Derain ★

Автопортрет в мастерской. 1904

Но по-настоящему близким другом Дерена становится художник-самоучка Морис Вламинк (Maurice de Vlaminck), с которым он познакомился в 1900 году. Объединяет молодых художников то, что они оба уроженцы Шату  и жизнь их проходит между Парижем и родным городом. Вместе они арендуют под мастерскую заброшенный ресторан на острове Шату, омываемом водами Сены, в историческом центре своего родного города. У них много общего во взглядах на искусство. Они вместе пишут пейзажи в окрестностях города.  Особенно вдохновила обоих выставка Винсента Ван Гога, проходившая в марте 1901 года в галерее Бернхайма младшего. Как позже говорил Дерен, они были опьянены цветом и солнцем, которое пробуждает цвет к жизни. Матисс настороженно отнесся к этой дружбе, по его мнению, Вламинк выглядел диковатым, был излишне шумным и повсюду обращал на себя внимание.

Становление Дерена как начинающего художника прерывается службой в армии. В сентябре 1901 года Дерен отправляется в Комерси (Мёз, Лотарингия) нести воинскую повинность. В течение службы, длившейся долгих три года, Дерен много читает, делает серию юмористических рисунков, которые Вламинк пытается напечатать в журналах «Смех» и «Улыбка», пишет пьесу для театра и начинает роман под названием «Три ласки».

По окончании службы в сентябре 1904 года Дерен возвращается в Шату и вместе с Вламинком снова снимает студию. Но позволить себе продолжать академическое образование он уже не может и должен самостоятельно найти свой собственный путь. В этот период Андре находит поддержку в лице Анри Матисса, проживавшего неподалеку и несколько раз навещавшего Дерена и Вламинка. Матиссу импонирует, что молодые люди являются такими же приверженцами искусства, как и он сам. Поскольку родители Дерена не одобряли выбранного сыном пути, Матисс вызвался навестить их и убедить в том, что карьера художника очень перспективна для Андре. Для солидности он отправился к ним со своей супругой Амели, чтобы выглядеть респектабельной буржуазной парой. Визит произвел благоприятный эффект на родителей Дерена, и они оказали сыну существенную финансовую поддержку.

Как и до службы в армии, Дерен снова живет между Парижем и Шату . Осенью 1904 года он посещает выставку Поля Сезанна на Осеннем салоне и Поля Синьяка в галерее Дрюэ. До наступления холодов пишет пейзажи Шату и Лё Пека, а зимой – натюрморты в своей мастерской. В Лувре делает рисунки с произведений итальянского Возрождения и французского классицизма, а также с египетской скульптуры. Тогда же Дерен знакомится с поэтом Гийомом Аполлинером, который живет в Лё Везине, невдалеке от Шату.

Весной 1905 года Матисс убеждает Дерена показать свои работы публике и предлагает ему принять участие в Салоне Независимых. Дерен выставляет восемь работ, четыре из которых продаются по 50 франков за каждую. Три из них покупает русский коллекционер Иван Морозов.

Пейзаж Дождь в Шату Дерен Андре / André Derain ★

Пейзаж (Дождь в Шату). Зима 1904-1905

В июле этого же года Дерен по просьбе Матисса приезжает для совместной работы на средиземноморское побережье в небольшой рыбацкий городок Кольюр, где его старший товарищ снимал на лето мастерскую и проживал с семьей. Матисс находился в сомнениях насчет правильности творческого пути нео-имрессионистов, заданного Синьяком, и искал в себе силы вырваться за пределы дивизинизма. Дерен, не примкнувший ни к какому течению, чувствовал себя более свободным и принялся за эксперименты в стиле пост-импрессионистов. Он хаотично кладет мазки то в виде капель, то в виде линий, создавая мощные контрасты и зачастую внося в картину диссонансы. Результат, который он достигает этим методом, мгновенно подхваченным Матиссом, был абсолютно отличен от всего, что делали художники ранее. Это лето, проведенное Дереном и Матиссом вместе на побережье Каталонии, войдет в мировую историю искусств как период рождения фовизма (см. Рождение фовизма).

Вернувшись из Кольюра, Дерен чувствует в себе необыкновенный прилив творческих сил, продолжает много работать и мечтает вновь  вынести свои работы на суд публики. Осенью 1905 года он впервые принимает участие в Осеннем салоне, где также выставляются Матисс, Вламинк, Марке, Руо, Фриез, Ван Донген, Явленский и Кандинский. Эта «оргия чистого цвета», собранного в одном помещении, натолкнула критика Луи Вокселя (Louis Vauxcelles)  на использование термина «фовизм». Выставка привлекла большое внимание и вызвала резонанс как у публики, так и в среде критиков. Работы с выставки приобретают немногочисленные дальновидные коллекционеры, чувствуя, что открывается новая страница в истории искусств.

С этого времени Дерен уже активно выставляется. В конце 1905 года Берта Вейль предложила ему организовать выставку в своей галерее и, несмотря на то, что публика в залах громко обсуждает его работы и откровенно смеется над ними, двадцатипятилетний Дерен становится полноправным участником современной художественной жизни Парижа. По рекомендации Матисса  незадолго до закрытия Осеннего салона известный арт-дилер Амбруаз Воллар (Ambroise Vollard) покупает все имеющиеся в мастерской Дерена картины, всего 89 картин и 80 рисунков на сумму 3 300 франков, даже не заглянув в некоторые ящики. По заказу Воллара Дерен начинает расписывать вазы и тарелки, изготовленные гончаром Андре Меттеем (André Metthey) в Асньере.

Лондон. Вестминстерский дворец 2 Дерен Андре / André Derain ★

Лондон. Вестминстерский дворец 2. 1906

Под впечатлением от картин Дерена на Осеннем салоне 1905 года Воллар делает ему заказ на серию пейзажей с берегов Темзы. В конце 1905 года Дерен отправляется с короткой поездкой в Лондон, а затем в начале 1906 года уезжает туда работать на шесть недель. По замыслу Воллара Дерен должен сделать серию городских пейзажей на берегах Темзы аналогично сериям Клода Моне. Всего Дерен написал 30 работ, из которых сохранились 29.

По возвращении из Англии Дерен снова принимает участие в Салоне независимых.  Жорж Брак, с которым он познакомился во время Осеннего салона, предлагает ему выставиться с Группой Современного искусства в Гавре. Лето 1906 года художник провел в Эстаке, куда он отправился на пленер и где много общался со своим новым другом 24-летним Пикассо. Весной 1906 года их познакомил поэт Гийом Аполлинер. Окончательно переехав в  Париж осенью 1906 года, Дерен снимает мастерскую на Монмартре недалеко от Бато-Лавуар, где живет  Пикассо. В то время в Бато-Лавуар проживали Кес ван Донген  и поэты  Макс Жакоб и Андре Сальмон, сыгравшие большую роль на пути Дерена к успеху, выступая в печати с многочисленными статьями о его творчестве.

Бистро в Эстаке У фонтана Дерен Андре / André Derain ★

Бистро в Эстаке (У фонтана). Лето 1906

Извилистая дорога в Эстаке Дерен Андре / André Derain ★

Извилистая дорога в Эстаке. 1906

Пристань в Эстаке Дерен Андре / André Derain ★

Пристань в Эстаке. Лето 1906

Дерен и Пикассо особенно сблизились в конце лета 1906 года. В то время Пикассо был в расцвете своего «розового периода», писал акробатов и странствующих актеров и уже начал привлекать внимание арт-критиков, дилеров и коллекционеров. Его работы имели успех не только у Гертруды Стайн, но и  у Амбруаза Воллара, который приобрел всю серию работ «розового периода».  Дерен в это время пытается отойти от находок, сделанных в Кольюре, и открыть новый изобразительный язык – создать что-то более устойчивое и точное в живописи. Дерен и Пикассо много говорят о теории живописи, темами их разговоров часто является Сезанн, умерший осенью 1906 года, и ретроспектива работ, организованная к годовщине его смерти в 1907 году на Осеннем салоне.  В первый год дружбы художников, на Осеннем салоне 1906 года была представлена ретроспективная выставка Поля Гогена, скончавшегося тремя годами ранее. Гоген практически не выставлялся в течение многих лет и его работы были незнакомы публике, поэтому произведения, представленные на Осеннем салоне, явились настоящим открытием для молодых художников. Безусловно, именно благодаря выставке Гогена друзья занялись печатной графикой с деревянных досок. Инициатором этих занятий был Дерен, выполнивший 25 ксилографий с изображениями танцующих женщин, в то время как Пикассо ограничился одной мастерски выполненной гравюрой. Продолжением этих экспериментов стало освоение древней техники taille direct для изготовления резной деревянной скульптуры, используемой также и для резьбы по камню. В результате Дерен выполнил несколько барельефов, которые были приобретены Амбруазом Волларом и Полем Гийомом. Известна также его скульптура «Сидящая фигура», напоминающая скорее искусство ацтеков, нежели африканское искусство.

Знаменательным для Дерена становится то, что в 1907 году Вламинк уступает  ему африканскую маску племени Фанг (Fang mask) из своей коллекции примитивного искусства, которую Дерен  вешает на стену своей мастерской и которая вдохновляет его в работе. Дерен начинает собирать собственную коллекцию африканского искусства. Еще в Лондоне в начале 1906 года большое впечатление на него произвела «черная коллекция» из собрания Британского музея, а в Париже он становится постоянным посетителем африканского раздела музея этнографии  в Трокадеро (сейчас Музей  человека). Вламинк гордился тем, что он первым обратил внимание на предметы африканского искусства, продававшиеся в Париже, но именно для Дерена они стали источником вдохновения для создания совершенно нового искусства. Современники (Канвайлер, Аполлинер, Кокто) считали, что лишь Дерен до конца сумел понять творческие поиски и теорию живописи Сезанна и развить ее дальше с помощью искусства африканских племен и называли его предтечей кубизма. Тот же Канвайлер в 1916 году назвал Дерена одним из величайших  французских художников, а писатель и художник Андре Лот (André Lhote) – величайшим из живущих французских художников.

Купальщицы Дерен Андре / André Derain ★

Купальщицы. 1908

Дерен становится признанным художником и много выставляется – на Салоне независимых и Осеннем салоне, в галерее Берты Вейль, с Группой Современного искусства в Гавре, на выставке «Художественная книга» в Брюсселе. Большой резонанс на Салоне независимых весной 1907 года вызвала его фигурная композиция «Купальщицы», которая выглядела даже более радикально (в частности, лицо центральной фигуры напоминает маску племени Фанг), чем «Авиньонские девицы» Пикассо. Сам Пикассо высоко оценил работу друга и купил у него небольшой этюд к второй версии «Купальщиц» 1908 года.

До своего переезда в район Латинского квартала в 1910 году Дерен останется ближайшим другом Пикассо, с которым они участвуют в совместных выставках, вместе ездят на летние этюды и проводят свободное время. Именно Пикассо в 1907 году знакомит Дерена с Алисой Принсет, которая вскоре станет его подругой, а в последствие  и женой. Андре и Алиса встретились вскоре после ее свадьбы с госслужащим Морисом Принсетом, за которого она вышла замуж, чтобы узаконить их отношения, длившиеся более семи лет. Как говорили современники, это был тот случай, когда, чтобы развестись, нужно было сначала заключить брак.

Благодаря помощи Пикассо, в 1907 году Дерен заключает контракт с германским дилером Даниэлем  Канвайлером, проживавшим в Париже и бывшим в то время постоянным дилером Пикассо, и приобретает финансовую стабильность. Зимой 1907-1908гг. Дерен переживает тяжелый творческий кризис, ставший результатом большого эмоционального напряжения и физического переутомления, и уничтожает большую часть своих работ.

Натюрморт с распятием на холме Дерен Андре / André Derain ★

Натюрморт с распятием на холме. 1912

Растет международное признание творчества Дерена – он принимает участие в выставках в Праге, Дюссельдорфе, Мюнхене, Лондоне, Берлине, Кельне, в Москве – на выставке «Золотое руно». В начале 1912 года участвует в выставке французской живописи в Санкт-Петербурге и выставке современного искусства в Москве. В том же году принимает участие во второй выставке объединения «Синий всадник», а в 1913 году – в Арсенальной выставке в Нью-Йорке и Бостоне. В этот период  начинает увлекаться музыкой, покупает орган и реставрирует его, начинает собирать коллекцию музыкальных инструментов.

2 августа 1914 года начинается Первая мировая война, которая застает Дерена в Воклюзе, в Провансе, где к нему присоединились Брак и Пикассо для совместной работы. Дерен и Брак прерывают свою поездку и отправляются в Париж для подготовки к мобилизации. После 5-месячного пребывания на позициях в апреле 1915 года Дерена отправляют на фронт. До 1917 года он участвует в боях в Шампани, на Сомме, при Вердене, в горах Вож. Возможностей выставляться практически не было. Тем не менее, осенью 1916 года проходит его первая персональная выставка в галерее молодого арт-дилера Поля Гийома (Paul Guillaume) в Париже. Каталог, предисловие к которому написал Гийом Аполлинер, включает стихи Пьера Реверди, Блеза Сандрара, Макса Жакоба и Фернана Дивуара. Дерен рисует и пишет стихи для фронтовой газеты «Натиск». В 1916 году выполняет иллюстрации к первой книге основателя сюрреализма Андре Бретона «Гора скорби». Немецкий журнал «Действие» печатает ложное сообщение о гибели Андре Дерена. Карл Эйнштейн, большой поклонник современного искусства и автор первой книги по Черному Искусству пишет стихи на его смерть. Хотя по счастью Дерен не получил серьезных ранений в ходе военных действий, четыре с половиной года участия в войне не могли не сказаться на душевном состоянии 39-летнего художника. 

После демобилизации в марте 1919 года Дерен возвращается в Париж и возобновляет контакты с монмартрской группой. По просьбе директора Русских балетов Сергея Дягилева он проводит три месяца в Лондоне, где занимается дизайном декораций, костюмов и авансцены для балета на музыку Россини «Волшебная лавка» для постановки в театре Альгамбра.  В Лондоне Андре работает вместе с Пикассо, которого Дягилев пригласил оформлять балет «Треуголка» на музыку Мануэля де Фальи, и Матиссом, который работал над балетом «Песнь соловья» по сказке Андерсена на музыку Игоря Стравинского.

В 1920 году Дерен занимается декорированием гостиной норвежского арт- дилера Вальтера Хальворсена (Walter Halvorsen), который еще в 1916 году пригласил художника принять участие в выставке в Осло. В том же году Дерен подписывает новый контракт с Канвайлером, а с 1923 года его постоянным дилером становится Поль Гийом до самой смерти последнего в 1934 году.
В 1920-24 гг. было опубликовано четыре монографии о творчестве Дерена, он становится модным художником и постоянным участником артистических вечеринок и балов-маскарадов, организуемых покровителем искусств графом Этьеном де Бомоном (Etienne de Beaumont). Вдохновленный успехами Русских балетов Дягилева, де Бомон также организует балетные и театральные постановки, в подготовке которых в 1924-26 гг. предлагает принять участие и Андре Дерену. Репутация художника растет благодаря присуждению престижной премии Карнеги в 1928 году, а также в связи с многочисленными международными выставками – в Лондоне в 1928 году, в Берлине, Франкфурте и Дюссельдорфе в 1929 году, в Нью-Йорке и Цинциннати в 1930 году, и снова в Лондоне и Нью-Йорке в 1931 году. В Художественном музее Цинциннати прошла первая музейная выставка работ Дерена, до этого он выставлялся только в частных галереях или ежегодных салонах.

Портрет мадам Франсис Карко Дерен Андре / André Derain ★

Портрет мадам Франсис Карко. 1923

Как и многие другие художники, в послевоенные годы Дерен чувствует внутреннюю тягу к незыблемым основам классического искусства. Эта тенденция коснулась и Матисса, которого обвиняли в отсутствии социальной значимости его работ – многочисленных ню и портретах, и Пикассо, в частности, сделавшего в Лондоне в 1920 году карандашный портрет Дерена в стиле нео-реализма, и, в особенности, итальянских художников – де Кирико и Северини. В 1920-е годы Дерен живет и работает преимущественно на юге Франции, темами написанных в то время картин становятся его знаменитые пьеро, арлекины и многочисленные танцоры.

В 1921 году художник отправляется в Италию, где посещает Рим и замок Гандольфо и пишет серии пейзажей. Глубокое впечатление производит на Дерена живопись эпохи Высокого Возрождения. Кроме того, его внимание привлекает фаюмский портрет и римские мозаики. В конце 1920-х годов Дерен начинает приобретать работы Коро и Ренуара, а также рисунки Энгра. Он продает свою коллекцию африканского искусства и приобретает бронзовую скульптуру эпохи Возрождения и античную скульптуру.

До 1931 года искусство Дерена не вызывало особых споров, до тех пор пока не был опубликован специальный выпуск Ежедневной хроники (Chronique du jour) под названием «За и Против Дерена», содержащий различные статьи и эссе о его творчестве. Его искусство было названо механистическим и скованным параличом, после того, как его покинул юношеский энтузиазм. Споры не утихали, мнения разделились.

В 1929 году Дерен купил шато де Парузо (Chateau de Parouzeau) в Шамбурси вблизи Сен-Жермен-ан Лайе (департамент Сена-и-Марна), а также годом ранее построил по своему плану частный дом в Париже на улице Дуанье по соседству с Браком. Он говорил, что ему необходимо жилье в Париже, так как трудно найти подходящих моделей в Шамбурси, где он жил с Алисой, ее сестрой и дочерью сестры, тем более, что его общение с моделями не ограничивалось профессиональными интересами. В официальный брак Алиса и Андре вступили 10 июля 1926 года, прожив уже почти 20 лет вместе.

В 1935 году Дерен продает всю свою недвижимость и окончательно обосновывается на вилле «Розари» в Шамбурси. Он прекращает бывать в Париже, ведет уединенный образ жизни и перестает общаться со всеми старыми друзьями. Тем не менее, его выставочная деятельность продолжает оставаться активной. Кроме того, он много работает для театра – участвует в постановках балетов Баланчина в театре Елисейских полей в Париже, занимается дизайном постановок Русских балетов в Монте-Карло и постановок парижской оперы. В 1930-е годы он много занимается печатной и книжной графикой, а с 1938 года снова начинает заниматься скульптурой, в особенности после урагана в Шамбурси, который вырывал деревья с корнями,в результате чего Дерен получил большое количество глины. С этих глиняных скульптур швейцарский издатель Пьер Кайлье (Pierre Cailler) в  1954 году сделал 74 бронзовые отливки.

Несмотря на осуждение искусства Дерена со стороны деятелей авангарда, он пользовался достаточным официальным признанием. В 1935 году прошла большая ретроспективная выставка в Берне, кроме того, его работы были включены в Экспозицию Независимых художников в Пти-Пале, организованную в рамках Всемирной выставки в Париже летом 1937 года.

С началом Второй мировой войны выставки Дерена проходят в США – в 1939 году в Нью-Йорке в галерее Лилиенфельда, в 1940 году в галерее Пьера Матисса, сына Анри Матисса, переехавшего в США, в 1941  и в 1943 годах в Лос-Анжелесе в галерее Далзела Хэтфилда.

В 1939 году у Дерена родился внебрачный сын Андре (Боби) от его модели Раймонды, которого он признал официально. В 1940 году семья Дерена оставила дом в Шамбурси и переехала в Нормандию, чтобы переждать германскую оккупацию, вместе с сыном Андре. Дом в Шамбурси был конфискован наступающими войсками, большая часть работ и имущества пострадала и оказалась повреждена. По возвращении Дерен сначала был вынужден жить у друзей, а затем снял апартаменты на улице Варен (rue Varenne) в Париже. Не имея возможности путешествовать, Дерен пишет пейзажи в окрестностях Парижа.

Андре Рожи и Андре Дерен Дерен Андре / André Derain ★

Андре Рожи и Андре Дерен.1935

Отношения с Алисой окончательно испортились после рождения второго внебрачного сына от другой модели, которого Дерен уже не стал признавать официально. Брак Андре и Алисы распался незадолго до смерти Дерена в 1953 году. Стараясь защитить свои финансовые интересы, Алиса приложила максимум усилий, чтобы оградить Дерена от общения как со старыми друзьями, так и с моделями, от которых у Дерена были сыновья.

В ноябре 1941 года Дерен вместе с Вламинком, Фриезом, Ван Донгеном и другими французскими деятелями культуры по приглашению германского скульптора Арно Брекера, любимца нацистского руководства, отправляется в поездку в Германию. Французская делегация рассчитывала добиться освобождения французских художников и студентов художественных институтов, которых война застала в Германии и которые оказались в тюрьмах и лагерях. Несмотря на благие намерения,  делегация не достигла желаемого результата. Дерен вместе с остальными членами группы, участвовавшими в поездке, в 1944 году подвергся расследованию Комитета по Оккупации,  в результате которого все обвинения с него были сняты. Униженный, он прекратил все официальные отношения с руководством Франции.

В послевоенные годы Дерен продолжает много работать для театра – участвует в постановках балетов в Лондоне в Ковент-Гарден, в парижском театре Комической оперы. Пишет пейзажи в Нормандии, занимается книжной графикой, а также железной и медной скульптурой. В марте 1949 года прошла первая послевоенная выставка художника в Париже в галерее Берри. В 1950 году состоялась персональная выставка в Нью-Йорке в галерее Давида Финлея (David Finlay). В том же году Дерен участвует в большой экспозиции живописи фовизма в Кунстхалле в Берне и  на 25-й Венецианской биеннале.

В 1953 году Дерен участвует в постановке оперы «Севильский цирюльник» Россини на фестивале в Экс-ан-Провансе. В этом же годе у Дерена обнаружили серьезную инфекцию глаза, от которой он не смог излечиться. В январе его разбил удар. 14 июля 1954 года невдалеке от дома художника  в Шамбурси его сбил автомобиль. Скончался Дерен 9 сентября в клинике в Гарше (Garches), похоронен в Шамбурси. В конце того же года в Национальном музее современного искусства в Париже была организована посмертная ретроспективная выставка Дерена, на которой было представлено 179 работ. В следующем 1955 году вся личная коллекция искусства и библиотека Дерена были проданы с публичных торгов.

 

 

Источники:

André Derain. Institut Valencia d’Art Modern, Valencia, Fondation de l’Hermitage, Lausanne. 2003

Хилари Сперлинг «Матисс». Серия «ЖЗЛ», Москва, Молодая Гвардия, 2011

Гертруда Стайн. «Автобиография Элис Б. Токлас», Москва, Б.С.Г.-ПРЕСС, 2001

http://www.artchive.com/artchive/D/derain.html