25  а п р е л я – 25  м а я  2012
13 610 20/13. Графика художников группы «13» из частных собраний

Очередной проект галереи 2.36 посвящен художникам, пожалуй, одного из самых оригинальных и узнаваемых художественных объединений конца 1920-х – начала 1930-х годов. «Двадцать тринадцатых» (20/13) – это двадцать художников группы «Тринадцать».

История группы насчитывает всего две выставки, состоявшиеся в 1929 и 1931 годах в Москве, соответственно в Доме печати на Никитском бульваре и Актовом зале МГУ на Моховой (еще одна выставка, намеченная на 1930 год, не состоялась). Но и эти две выставки явно обозначили самобытность и непохожесть группы на других. Это объясняется как идеологией основателей, собравших группу для решения чисто художественных задач, т.е. стоявших на позиции создания чистого искусства, не зависящего от политического момента или социальных аспектов, так и ориентацией участников почти исключительно на графику и не просто на графику, а на быстрый, чаще всего натурный, рисунок – без поправок и ретуши.

История группы, как, впрочем, и всех остальных творческих объединений, закончилась восемьдесят лет назад – в 1932 году, когда по указу ЦК ВКП (б) все художественные группировки были ликвидированы.

Нам удалось собрать работы всех двадцати авторов, участвовавших в выставках «Тринадцати». Это и основатели группы – на тот момент уже маститые художники:  В.Милашевский, Н.Кузьмин, Д.Даран; их более молодые коллеги-выпускники ВХУТЕМАСа: Т.Маврина, Б.Рыбченков, Л.Зевин, сестры Кашины; непрофессионалы – актриса О.Гильдебрандт и литератор Ю.Юркун; присоединившиеся к группе позднее мэтры: А.Древин, Н.Удальцова, А.Софронова и сравнительно малоизвестные авторы: С.Ижевский, М.Недбайло и С.Расторгуев. При этом на выставке показаны только «аутентичные» работы членов группы, т.е. созданные не позднее 1930-х годов и вполне соответствующие идеологии «Тринадцати».

 

· Издания

· Работы

· Фото

· Пресса