20 ф е в р а л я  2012

Во времена  учебы в институте мы с однокашниками время от времени  записывали  за своими преподавателями всяческие высказывания, которые нам казались смешными. Видимо, из подобных записей в свое время возникла идея книги Корнея Чуковского «От двух до пяти», во всяком случае, особой разницы я лично не вижу. Мы тоже без каких-либо понуканий к конспектированию, абсолютно самостоятельно и осознано записывали промахи и оговорки, какие-то нелепости, да и просто «дурь», которая слетала с уст наших педагогов. Это можно было прочитать своим ровесникам, друзьям или посмешить понравившуюся девушку, не более.

Тем завиднее становится, когда узнаешь, что некоторым людям, также обучавшимся в творческих вузах, повезло больше и их записи за педагогом были вызваны не желанием зафиксировать очередную оговорку, а успеть записать мысль, которой с ними поделился человек, старающийся приоткрыть перед ними тропинку в профессию. Самое главное в этих обрывочных фразах – емкость и огромная содержательность, которую подчас с первого  раза и понять-то практически невозможно – приходится перечитывать вновь и вновь, чтобы осмыслить так емко сформулированную профессиональную мудрость. Все гениальное – просто, но не все простое – гениально. Здорово, что  у бывших студентов  Александра Андреевича хватило ума и сообразительности сначала эти изречения и наставления записать, а потом еще и приложить немалые усилия, чтобы поделиться этим богатством с нами.

Подготовленные к изданию учениками и последователями художника Ольгой Иордан и Владимиром Цепиловым, они были напечатаны в издательстве «WOWHOUSE» в 2008 году и  в издательстве «Экскурс» в 2010.  К сожалению, тираж двух книжек, наполненных мыслями, изречениями, афоризмами, рисунками и воспоминаниями московского художника Александра Ливанова, очень небольшой, поэтому они уже стали библиографической редкостью.

 

livanov covers Александр Ливанов. Борьба с очевидностью

 

Положительный пример уважения к своему наставнику, крайне редкий в наше время. На свое усмотрение выбрал некоторое количество мыслей, которые Ливанов-педагог пытался донести до своих учеников. Имеющий уши, да услышит!

  • Рисование – это поступательное движение, надо поступать! А что получится, никто не знает.
  • В рисовании ничего экспериментального, только – убежденность.
  • Честность рисования – это особая доблесть, о которой забывают ради причастности к стилю.
  • Не срисовывайте себе, а расскажите другому. Рисование – это трансляция.
  • Всяческое рисование – это борьба с очевидностью.
  • Рисунок – это обещание живописи.
  • Смысл графики в том, что мы берем белую бумагу и ее облагораживаем, а не пачкаем. И вот когда мы начинаем делать всякие мелкие детали, они начинают пачкать бумагу, а если из белой бумаги лепим, как из гипса, из снега, из белых стихий, тогда мы белую бумагу превращаем в скульптуру, в барельеф.
  • Организация плоскости – это задача, которая объединяет всех – и реалистов, и авангардистов, абстракционистов и концептуалистов.
  • Единственное, что объединяет нас с другими художниками, – задача организации листа (даже с рисунками австралийских аборигенов).
  • Когда в картинке есть ритмическое построение, то картинка становится самодостаточной, она становится интересной, а не просто картинкой. Пока картинка перечислительная, то она абсолютно никому не нужна. Это как текст, который скучно читать.
  • Лучше недорисовать, чем перерисовать. Смысл – не задавить зрителя, картинка интересна тем, что она является продуктом процесса, а не результатом.
  • Пластика – это непрерывность поверхности. Ее надо сэкономить и сберечь с помощью белизны бумаги.
  • Смысл рисования в том, что плоскость – это отвлеченность, а зрение – объективность, и мы их должны совместить. Непонятно, конечно, но думать об этом надо.
  • Картинку надо не изготовлять, но позволить ей случиться.
  • Надо быть не самодовольным, а самодостаточным.
  • Если не умеешь, рисуй похоже.

 

                                        Цитируется по книге «Александр Ливанов. Художники. О рисовании. Книга Артемона.»

                                                 Москва, Экскурс, 2010

 

В заключении хочу рассказать об интересном разговоре с посетителем выставки Александра Ливанова «Коротко о разном» в галерее 2.36. Мой знакомый, будучи специалистом совсем в другой сфере, но страстным любителем изобразительного искусства, с хорошим «глазом» (это такой термин: человек с хорошим глазом способен остро видеть качество работы, таким «глазом» обладают некоторые галеристы и наиболее продвинутые коллекционеры), сказал мне, посетив выставку, что художник Ливанов рисует пустотой. Закончить этот материал решил небольшой подборкой рисунков  большого художника и педагога – Александра Андреевича  Ливанова.