15 Дюфи Рауль / Raoul Dufy ★

Автопортрет в шляпе. 1898

Рауль-Эрнест-Жозеф Дюфи родился в Гавре 3 июня 1877 года. Раннему осознанию творческого призвания Рауля, несомненно, способствовала семья Дюфи с ее художественными, в особенности музыкальными, интересами. Отец, служивший на небольшой металлической фабрике, играл на органе в церкви и был хормейстером. Навсегда свяжут свою жизнь с искусством братья Рауля: Жан пойдет по стопам старшего брата и будет живописцем, Леон сделается органистом в Гавре, а Гастон – известным флейтистом и издателем музыкального журнала в Париже. Искусство Рауля потом многократно напомнит о музыке, в атмосфере которой протекало его детство. В доме также ставились спектакли семейного театра – у Рауля было еще и пять сестер.

Многочисленная семья послужила причиной ранней самостоятельности Рауля Дюфи: уже в четырнадцать лет он, старший из детей, должен был оставить колледж св. Иосифа, чтобы зарабатывать на жизнь. Так он очутился на портовых набережных, среди грузчиков. Он поступил в компанию, занимавшуюся импортом бразильского кофе, в которой работал в течение пяти лет.

Желание сделаться художником окрепло у Рауля Дюфи именно во время работу в порту. Отец не сопротивлялся его желанию писать, но нужно было зарабатывать на жизнь. Уже через год после поступления в фирму швейцарцев Люти и Хаузера, в 1892 году, Дюфи начинает посещать вечерние занятия муниципальной художественной школы. Наставником Дюфи оказался поклонник Энгра и Коро портретист Шарль Люйе (Charles Lhuillier), у которого также учились Отон Фриез (Othon Friesz)  и Жорж Брак (Georges Braque). Не любя «вялой» живописи, он не препятствовал поискам молодых художников, за что неоднократно обвинялся инспекторами Департамента изящных искусств в «ереси».

22 Дюфи Рауль / Raoul Dufy ★

Пляж в Сент-Андрессе. 1901

Из всех учеников класса Люйе Раулю ближе всего был Фриез. Соединив свои скудные средства, оба начинающих художника сняли сообща небольшую комнату и устроили там мастерскую. И тот и другой разделяли привязанность к бытовой живописи, писали пейзажи родного города, гаврский порт с его пристанями и окрестными домами.

В 1898 года Рауль был призван в армию, к счастью, он прослужил там лишь один год. В 1900 году муниципалитет Гавра назначил ему стипендию 600 франков в год для продолжения художественного образования в Париже, такую же стипендию получил тремя годами ранее и его друг Фриез.

Класс, в котором учился Дюфи, вел Леон Бонна (Léon Bonnat), признанный мэтр европейского академизма. Бонна неприязненно относился к живописным увлечениям Дюфи, не одобрял его поиск светлых и чистых тонов. Скоро их отношения осложнились до такой степени, что Дюфи старался показывать профессору свои работы как можно реже. При таких отношениях Дюфи не мог рассчитывать на участие в конкурсе на Римскую премию, которая присуждалась поочередно кому-то из любимцев, старательно перенимавших манеру учителей. Профессорское жюри дважды проваливало на конкурсе Жоржа Руо, самого талантливого из всех, принимавших в нем участие. После смерти профессора школы Гюстава Моро ее покинули такие ученики, как Анри Матисс, Жорж Руо, Альбер Марке (Albert Marquet) и другие. Хотя Дюфи поступил в школу через два года после того, как оттуда ушел Матисс, до него еще докатывались отзвуки матиссовских теорий.

32 Дюфи Рауль / Raoul Dufy ★

Пляж в Сент-Андрессе. 1906

В этот период Дюфи открывает для себя Моне и Писарро, Мане и Коро. Его привлекает галерея Дюран-Рюэля и другие монмартрские галереи и лавочки, где продают картины (Воллара, Эсселя и Саго, Берты Вейль). Дюфи пишет городские пейзажи в импрессионистической манере, испытывает влияние Моне и Дега.

В холстах 1902-1904 годов не остается ничего, что могло бы импонировать профессорам Школы изящных искусств, но Дюфи не спешит уйти из Школы – там он имеет все условия для работы и, главное, стипендию от гаврского муниципалитета.

Живопись этого времени не принесла Дюфи ощутимого успеха, но все же его заметили. В 1902 году Берта Вейль за 30 франков приобретает одну из его пастелей и приглашает участвовать в групповых выставках молодых художников. В 1903 году Дюфи впервые выступает в Салоне Независимых. В первый раз ему удается продать одну из своих картин. Покупателем оказывается такой тонкий ценитель, как Морис Дени.

Дюфи испытывает влияние Ван Гога. Его подкупают жажда света, буйство красок голландца. Его покоряет живопись, в которой рисунок и цвет нераздельно слиты.

62 Дюфи Рауль / Raoul Dufy ★

Завод в Эстаке. 1908

52 Дюфи Рауль / Raoul Dufy ★

Лодки у причала в порту Марселя. 1908

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дюфи в это время особенно тесно сближается с Марке. С ним вместе они отправляются в Нормандию: в 1904 году они работают в Фекане, позже, в 1906 году, пишут одни и те же мотивы в Трувиле, Сент-Адрессе и Гавре. Вместе с Фриезом Дюфи совершает поездку на побережье Ла Манша в Фекан и в Фалез (1905 и 1906 год). В 1906 г. совместно с Браком пишет в Дюртале.

Дюфи не участвовал в знаменитом Осеннем салоне 1905 г., где фовизм получил крещение. Вождем направления по справедливости считался Анри Матисс. Именно у него принципы фовизма воплотились с классической ясностью. В глазах публики Дюфи не выглядел пионером фовизма – он пришел в Осенний салон, когда все места возмутителей спокойствия были распределены. То, что он делал, заслонили холсты Матисса, Дерена, Вламинкка. Критике он тоже долгое время представлялся переимчивым учеником и не больше.

41 Дюфи Рауль / Raoul Dufy ★

Маленькая пальма.1907

С 1906 г. Дюфи начинает понимать и глубоко ценить искусство такого мастера нового искусства, как Сезанн. Он становится для Дюфи не только образцом высокой художественной мудрости, но и примером честности человека, никогда не поступающегося своими принципами ради официальных наград и личного преуспевания. Сезаннизм Дюфи оказался очень связанным с природой, натура для него не стала предметом для композиции, как это наблюдается в творчестве кубистов, в частности, Брака, которые также испытали сильное влияние Сезанна.

Главным пунктом колористических расхождений с кубизмом является синий цвет – цвет неба и моря. Возможно, что в повышенном внимании к роскошно аранжированной шкале синих сказались впечатления от старинных витражей. В 1909 году, не имея денег, Дюфи поселился на Свободной вилле Медичи в Оржевилле (Orgeville), в Нормандии, созданной парижским меценатом Бонжаном (Georges Bonjean) для нуждающихся художников. Отсюда он отправляется в Эврё (Évreux), чтобы наслаждаться витражами XV-XVI вв.

В том же 1909 году Дюфи вместе с Фриезом совершил по приглашению немецкого художника, одного из первых учеников Матисса, Ганса Пурмана (Hans Purrmann) поездку в Мюнхен. Во время пребывания в баварской столице материальное положение было стесненным, работа шла тяжело. В написанных там картинах звучит необычная для художника напряженность.

72 Дюфи Рауль / Raoul Dufy ★

Большая купальщица. 1913

Сдержанностью и мощью веет от произведений 1910-1913 годов, исполненных, главным образом, в Париже и Гавре. Дюфи охотно обращается теперь к холстам крупного размера. Писать на более масштабной плоскости, не умаляя ни силы отдельных тонов, ни монументальности целого, – требовало высокого умения организовать картину, большого композиционного мастерства. Это мастерство совершенствовалось не только благодаря неустанной живописной работе, но также ив результате занятий ксилографией, которая в эти годы привлекает художника почти наравне с живописью.

Раньше других связь живописи Дюфи с его гравюрами на дереве и искусством ксилографии вообще заметил Гийом Аполлинер, когда он написал в обзоре Салона Независимых 1910 года: «Таланту Дюфи можно найти аналогии, с одной стороны, среди умбрийских живописцев, с другой, у старинных ксилографов. Его картины хорошо организованы, и пишет он с уверенностью.»

 

 

92 Дюфи Рауль / Raoul Dufy ★

Рыбная ловля. 1910

Гийом Апполинер, один из самых дальновидных истолкователей современного искусства, договорился с Дюфи об иллюстрациях к своему «Бестиарию», которые были созданы в 1910 году. В следующем году издатель Депланш (Deplanche), который занимался печатанием визитных карточек и иллюстрированных меню (солидные издательства отказались печатать книгу), на ручном станке отпечатал 120 экземпляров тиража, который при таком мизерном количестве плохо расходился. Несмотря на все усилия Аполлинера, выпустившего даже специальный бюллетень подписки на «Бестиарий», где он ничуть не преувеличил, назвав его одной из прекраснейших и наиболее редких книг нашей эпохи», успеха это издание не имело.

 

 

Гравюры Дюфи, не имевшие никакого успеха у любителей искусства, привлекли к нему внимание Поля Пуаре (Paul Poiret), «верховного закройщика» Парижа. Будучи натурой в высшей степени артистической, Пуаре знал, как претворять свои новые художественные впечатления в эффектные приемы декоративного убранства интерьера и в новые фасоны платьев. Он сразу же распознал в Дюфи прирожденного декоратора. Пуаре начал давать Дюфи самые различные задания. В мае 1911 года, например, в своем роскошном особняке 18-го столетия Пуаре устроил грандиозный маскарад «Тысяча вторая ночь», где собрался весь парижский свет. Дюфи поручили общее оформление и составление изощренной программы празднества. Основное же, что принялся делать Дюфи для Пуаре, – это ткани. Получив от «короля моды» две с половиной тысячи франков, Дюфи устроил на эти деньги небольшую мастерскую на бульваре Клиши, на Монмартре.

102 Дюфи Рауль / Raoul Dufy ★

Рыбак. Эскиз росписи ткани. 1918

111 Дюфи Рауль / Raoul Dufy ★

Моряк или Нептун. Эскиз росписи ткани. 1918

Художник предпринимает все возможное, чтобы основательно овладеть новой для себя техникой: он посещает химические лаборатории, многократно присутствует при печатании тканей. Он экспериментирует, чтобы достигнуть новых декоративных эффектов. Приступая к созданию тканей, Дюфи обращается к опыту XVIII века, когда производство декоративных тканей достигло наибольшего расцвета. В издаваемые Пуаре альбомах рисунков для текстиля рекомендовалось к употреблению до двадцати красок. Дюфи использовал обычно две краски, редко три, добиваясь тем самым особой красоты и чистоты цвета и того колористического лаконизма, к которому он пришел в своей сезаннистской живописи.

С 1910 года, всецело занятый на бульваре Клиши, Дюфи обращается к живописи, не приносящей ему никакого заработка, все реже. Кроме того, работа для Пуаре по-настоящему увлекла Дюфи. Художником заинтересовался текстильный король Бьянкини и предложил ему работать на него. Финансовая стабильность была необходима Раулю Дюфи – в 1911 году он женился на Эжени Бриссон (Eugénie Brisson). Дальновидный и мудрый Пуаре предоставил Дюфи свободу выбора. Так с апреля 1912 года Дюфи был зачислен рисовальщиком в штат лионской фирмы Бьянкини-Ферье (Bianchini-Férier). Контракт с Бьянкини прерывался лишь на период Первой мировой войны (когда Дюфи был мобилизован и служил  сначала в автомобильных войсках, а затем в Музее войны в Париже) и действовал до 1928 года. Уже после войны, предвкушая, какие барыши можно было бы получать, если бы Дюфи всю свою энергию отдавал тканевому производству, Бьянкини предложил ему участвовать в доходах своего предприятия. «Я отказался от миллионов, чтобы спасти свою живопись и не делать ее по вкусу торговца. Хозяин, впрочем, вовсе не был задет. «А вы крепкий человек», – сказал он мне, прямо в глаза.»

122 Дюфи Рауль / Raoul Dufy ★

Конусы из лилий и цветы из пяти лепестков. Эскиз росписи ткани. 1919

Цветочно-растительные, главным образом лиственные, мотивы перейдут и в живопись Дюфи, когда он вернется к ней через два года. Однако к живописи в эти годы Дюфи обращается не так часто, как хотелось бы. Картины и без того почти не находили покупателей, а с началом Первой мировой войны исчезают последние надежды на их продажу. На время войны прекращается работа над эскизами для тканей, что лишает художника постоянного заработка. Правда, изредка художник получает заказы от издателей, но они слишком незначительны. Художнику приходится довольствоваться виньетками, завитками, репейками для различных поэтических сборников.

В послевоенные годы Дюфи отдает живописи все больше времени. Наряду с тем, он не оставляет графики, в частности, книжной. В одном только 1920 году выходит пять книг с его рисунками. С большим интересом обращается Дюфи к искусству гобелена. Мебель, керамика, фарфор – ему везде хочется попробовать себя. Он выполняет также работы для театра. Самая значительная из них – декорация к балете-пантомиме «Бык на крыше» (либретто Жана Кокто, музыка Дариуса Мийо) в Комедии Елисейских полей (1920).

Только в 1920-е годах живопись Дюфи наконец завоевывает признание, и устанавливается непредвзятый и широкий взгляд на все смежные области его творчества. К этому времени завершается формирование индивидуального стиля Дюфи. Финальный аккорд внесло необычное открытие, сделанное Дюфи в 1926 году в Онфлере, – форма и цвет не всегда вполне совпадают. Картины Дюфи теперь представляют собой колористическую основу, на которую затем наносится рисунок, который оказывается вязью быстро нанесенных тонких линий. Одной из первых работ, выполненных в такой манере, стала картина «Казино в Ницце» (1927).

Становление зрелого стиля происходит у Дюфи одновременно с формированием тематического репертуара, отличающего его творчество на протяжении трех последних десятилетий. Одни критики выделяют в творчестве Дюфи такие темы как человек и его жизнь, город и море, другие – мастерская, оркестр, скачки, регата, жатва и т.п. Видимо, верны оба подхода.

Итак, к началу 1930-х годов Дюфи стал знаменит. В 1926 году он был удостоен звания кавалера Ордена Почетного легиона. Его персональные выставки проходят в Цюрихе и Брюссе, Праге и Нью-Йорке. Хотя и ранее у него были верные поклонники. Среди первых коллекционеров Дюфи были доктор Морис Жирарден (Maurice Girardin) и молодой врач румынского происхождения Александр Рудинеско (Alexandre Roudinesco), которые вкладывали в живопись все свои средства. Жирарден больше охотился за Громером (Marcel Gromaire) и Руо, но в его коллекцию вошли и 18 картин Дюфи. Рудинеско начал собирать коллекцию еще студентом, в нее вошли многие произведения постимпрессионистов и фовистов, но главное место в ней отведено было Дюфи – свыше сотни картин, акварелей, гуашей. Впервые произведение Дюфи попадает в музей – в 1932 году Люксембургский музей в Париже покупает его картину «Загон в Довиле» (1930).

131 Дюфи Рауль / Raoul Dufy ★

Пейзаж в Довилле. 1930

В 1930-е годы Дюфи пишет много портретов, пейзажей, даже интерьеров. Расширение сферы деятельности происходит в декоративно-прикладном искусстве.  На мануфактуре в Бове было выполнено несколько гобеленов по заказу Мари Кюттоли (Marie Cuttoli), которая в начале 1920-х годов обратилась  к Матиссу, Руо, Пикассо, Браку и другим крупным живописцам с просьбой исполнить картоны для гобеленов. Однако, никому из них специфика ковроделия не была достаточно известна. Ковры по их эскизам лишь вторили станковой живописи, уступая ей по качеству и превосходя по стоимости. Дюфи постепенно постигал сущность ковроделия и в результате добился исполнения «тканых картин», в которых чувствуется знание материала и доверие к его свойствам. Лучшие гобелены Дюфи выполнены во второй половине 1930-х и 1940-х годах. Занимается мастер и керамикой – совместно с керамистом Хосе Артигасом (Josep Llorens Artigas), который позже работал с Марке, Браком и Миро. В 1920-1930-е годы было создано 109 ваз и 60 «комнатных садов».

В 1927 году Дюфи пробует себя в декоративно-монументальной живописи. Он выполняет росписи в просторной парижской столовой доктора Виара (Viard). Этот опыт пригодился Дюфи, когда он приступил к самому грандиозному своему произведению «Фее электричества». Дюфи получил заказ на создание огромного декоративного панно для павильона электричества, строившегося к Всемирной выставке 1937 года. Площадь панно составляла 600 кв. м, оно состояло из 250 отдельных панелей из фанеры, плотно пригнанных друг к другу, 2х1.2 м каждая, высота панно 10 м, ширина – 60 м. Художник работал над росписью панно в течение 4-х месяцев, помогали ему его брат Жан и Андре Робер (André Robrt). Это панно одно из самых грандиозных по своим размерам во всей истории живописи. На панно была изображена вся история развития электричества, включая портреты более ста прославленных ученых. После выставки Дюфи отказался распродать панно по частям, а также выставить в одном универмагов США. В настоящее время часть панно экспонируется в Музее современного искусства г. Парижа, оставшиеся части панно хранятся в запасниках. Вскоре после Всемирной выставки Дюфи выполняет и другие декоративные панно, в частности, для театра дворца Шайо.

В конце 1930-х годов работоспособность Дюфи постепенно снижается. Связано это было, в первую очередь, с прогрессирующим полиартритом. Болезнь его сильно ограничивала возможности передвижения Дюфи. Поле его деятельности сужается до станковой живописи и графики. Он пишет много интерьеров, мастерских, оркестров. Музыка занимает большую часть в его работе, он пишет серию картин, посвященных скрипке.

Годы Второй мировой войны Дюфи провел в Перпиньяне, где климат подходил ему по здоровью. После войны переехал в Ванс, но вынужден вновь вернуться в Перпиньян в клинику доктора Николау. В 1949 году Дюфи проходит курс лечения в Испании, а в следующем году по приглашению видного американского медика Хомбургера (Freddy Homburger), большого поклонника его живописи, отправляется в Соединенные Штаты.

После лечения в Бостоне и нескольких месяцев, проведенных по совету врачей в сухой и жаркой Аризоне, Дюфи в 1951 году возвращается во Францию. Он приезжает в Гавр, который поражает его своими разрушениями. Ни квартал, где он когда-то жил, ни колледж не сохранились. Он видит в этом предзнаменование приближающейся смерти и торопится окончить ряд незавершенных холстов. Некоторые из них показываются на Венецианской биеннале 1952 года, где Дюфи награждают Гран-при. Эту премию он передает в пользу молодых художников. Последние полтора года Дюфи проводит в провансе, в деревне Форкалькье (Forcalquier), про которую говорят, что здесь самый сухой климат во Франции. Но дни художника сочтены. 23 марта 1953 года Дюфи умер, он похоронен на кладбище Симье (Cimiez) в Ницце, в последний путь его провожал Марк Шагал. Через три месяца после кончины художника Национальный музей современного искусства в Париже организует первую крупную ретроспективную выставку Рауля Дюфи.

 

 

 

Источники:

А. Костеневич. Рауль Дюфи. «Искусство», Ленинградское отделение, 1977г.

Raoul Dufy. Le plaisir. Musée d’Art moderne de la ville de Paris. 17 octobre 2008 – 11 janvier 2009. PARIS musées.

http://www.raoul-dufy.com

 

Работы

1 Дюфи Рауль / Raoul Dufy ★

Рауль Дюфи

Охотник. Эскиз росписи ткани. 1918. Бумага, карандаш, гуашь. 43,7х39,2

2 Дюфи Рауль / Raoul Dufy ★

Рауль Дюфи

Хризантемы. Эскиз росписи ткани. 1920-е. Бумага, карандаш, акварель. 62х48

3 Дюфи Рауль / Raoul Dufy ★

Рауль Дюфи

Купальщица с лошадкой. 1930-е. Бумага, литография. 278х225

4 Дюфи Рауль / Raoul Dufy ★

Рауль Дюфи

Купальщица с раковиной. 1930-е. Бумага, офорт. 272х228 (188х138)

  • 1 290x290 Дюфи Рауль / Raoul Dufy ★
  • 2 290x290 Дюфи Рауль / Raoul Dufy ★
  • 3 290x290 Дюфи Рауль / Raoul Dufy ★
  • 4 290x290 Дюфи Рауль / Raoul Dufy ★