20 н о я б р я 2011

Василий Кандинский известен прежде всего как художник-авангардист первой половины XX столетия, творчество которого положило начало абстракционизму в живописи. Однако, личность его настолько многогранна, что каждое из направлений его творческой мысли заслуживает особого внимания.

В сферу интересов Кандинского входили не только визуальные искусства, он также увлекался музыкой, поэзией, театром, сам играл на фортепьяно и виолончели, писал стихи и сценарии. Но будучи художником универсального, «леонардовского» типа,  его глубоко интересовала взаимосвязь различных видов искусства и ее влияние на восприятие человека. Увлекшись идеями «синтеза искусств», художник собрал в своей библиотеке множество книг по театру, в частности, работы Эдварда Гордона Крейга (Edward Gordon Craig) и Николая Евреинова. Он также интересовался идеями Скрябина и его сочинениями, в особенности поэмой «Прометей».

В период с 1909 по 1914 год в Мурнау Кандинский создал ряд сценических композиций и текстов, имеющих отношение к идеям «синтеза искусств»: “Фиолетовый занавес”, “Зеленый звук”, “Черный и белый”, “Желтый звук”. Последний из них был опубликован в 1912 году в альманахе «Синий всадник». Либретто Кандинского бессюжетно, в чем проявился тот абстракционизм, теоретиком и родоначальником которого он стал. В публикации в «Синем всаднике» есть также подробная световая партитура, указания характера музыки и движений пантомимы.
Жанр «сценической композиции» теоретически обосновывается Кандинским в его книге «О духовном в искусстве»  (1911). В этом труде часто звучит идея синтеза искусств, а слово определяется как «внутренний звук». Понятие «желтое» также находится в центре теоретической разработки этой книги. Оно составляет «первый великий контраст» в паре с синим: желтое – это теплота, обращенность к зрителю, движение вовне (экс-центрическое), синее – холод, направленность от зрителя, вовнутрь (кон-центрическое).

Сценическая композиция состоит «из следующих трех элементов:

  1. Из музыкального движения.
  2. Из живописного движения.
  3. Из движения художественного танца.»

Рассуждая о сущности синтетического искусства (Кандинский называл его “монументальным искусством”), реальное воплощение синтеза он представлял в виде некоей “сценической композиции”. От обычных театральных постановок “сценическая композиция” Кандинского отличается тем, что все синтезируемые элементы “абстрактны”. Новым компонентом синтеза оказался цвет, пришедший из “абстрактной” живописи. Цвет, который должен был обрести на сцене отсутствующее в самой живописи движение. Объясняя принципы взаимодействия этих трех “абстрактных” элементов, Кандинский предупреждает, что, будучи подчиненными единой “внутренней цели”, они не должны повторять друг друга. В статье “О сценической композиции” Кандинский пишет: “Например, музыка может быть совсем “задавлена” или отодвинута на задний план, если действие, например, движение, достаточно выразительно и эффект его только ослабляется при активном участии музыки. Росту движения в музыке может соответствовать уменьшение движения в танце”. В этих положениях Кандинский демонстрирует одну из самых важных и глубоких идей своей теории – идею контрапункта разных искусств. Он указывает, что необыкновенная сила воздействия синтетического искусства заложена именно в поле напряжения между “со-звучием” и “противо-звучием”, то есть между унисоном и контрапунктом используемых средств.

Сценическая композиция “Желтый звук”, по замыслу В.Кандинского, должна была соединить краску, пластику, слово, музыку (пантомима, цветные проекторы, оркестр, певцы). Музыку к этой композиции написал Фома фон Гартман, с которым Кандинский работал над своими сценариями. Премьера «Желтого звука» (Der Gelbe Klang) должна была состояться в Мюнхене осенью 1914 года, но автору не суждено было увидеть ее на сцене.

Интерес к сценическим композициям Василия Кандинского не ослабевает и в наше время. Попыток создания музыки к «Желтому звуку» (The Yellow Sound) было несколько. Композитор и дирижер Гюнтер Шуллер (Gunther Schuller)  в 1980-е гг. в Нью-Йорке сделал свою редакцию музыки Фомы фон Гартмана. Кроме того, в Париже  состоялась постановка “Желтого звука” на музыку австрийского композитора Антона Веберна (Anton Webern) (1976, 1982). Но наиболее известной является постановка художественного руководителя Театра пластической драмы Гедрюса Мяцкявичуса на музыку Альфреда Шнитке, написанную в 1974 году. В СССР первое исполнение «Желтого звука» с музыкой Шнитке состоялось в концертном зале им. П.И. Чайковского 6 января 1984 года.

В ноябре 2010 года «Желтый звук» был поставлен в Нью-Йорке и в апреле 2011 года – в Лугано (Швейцария).

 

Источники:

Василий Кандинский. «О духовном в искусстве»

Сценарий Василия Кандинского «Желтый звук»

История постановок «Желтого звука»

 

Читать далее:

Василий Кандинский. Синтез искусств. «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского