1871 – Родился 27 мая 1871 года в Париже.

1885 – Родители отдали Руо в подмастерья в стекольных дел мастеру Тамони, а затем в в витражную мастерскую Хирша.

1885 – Руо посещает вечерние занятия в Школе декоративного искусства.

1891 – Поступает в Школу изящных искусств в мастерскую Эли Делоне.

1892 – После смерти Делоне становится учеником Гюстава Моро.

1901 – Посещает бенедиктинское аббатство Лигуже в Пуату, где писатель Гюисманс пытается создать общество католических художников.

1910 – Первая персональная выставка в галерее Дрюэ.

1917 – Руо подписывает эксклюзивный контракт с Волларом, который обеспечивает ему финансовую независимость на много лет. 1921 – Издана первая монография о творчестве Руо.

1948 – Участвует в Венецианской биеннале.

1958 – Умер 13-го февраля.

 

Подробная Биография

georges henri rouault Руо Жорж / Georges Rouault ★

Жорж Руо. © Henri Cartier-Bresson / Magnum Photos

Французский живописец и график Жорж Анри Руо родился 27 мая 1871 года в Париже. Раннее детство Руо провел в старом рабочем районе Парижа – Бельвиле. Отец Александр Руо был мастером-краснодеревщиком, работал в мастерской известного композитора и мастера клавишных инструментов Игнаса Жозефа Плейела (Ignace Joseph Pleyel). У своего отца юный Жорж научился ценить работу с качественным материалом. Несмотря на то, что Руо происходил из семьи ремесленников, в доме царила любовь к искусству. Дед по матери, почтовый служащий, был коллекционером-любителем и собирал репродукции Курбе, Мане, Форена, Домье. Горячо любимая мать Мари-Луиза поощряла тягу Жоржа к рисованию.

При определении жизненного пути родители выбрали для мальчика наиболее подходящее, на их взгляд, занятие – в возрасте 14 лет его отдали в подмастерья сначала к мастеру-стекольщику Тамони, а затем к художнику по витражам Эмилю Хиршу (Emile Hirsch (1832-1904)). Для юного художника из небогатой семьи лучшего и желать было нельзя.  Хирш получил художественное образование в Школе изящных искусств у Эжена Делакруа, в 1852-1880гг. ежегодно выставлял эскизы церковных витражей на парижском Салоне. Он специализировался на реставрации витражей большого размера и выполнял заказы для крупнейших соборов, в частности, занимался реставрацией витражей знаменитого кафедрального собора в Шартре. Работы в мастерской было много, юный художник получил хорошие навыки ремесленника и научился работать с таким трудным материалом как стекло. Тем не менее, Жоржу этого  было недостаточно, и он в течение 5 лет совмещает работу в мастерской с вечерними занятиями в Школе декоративного искусства. В этот период Руо увлекается классическим искусством, часто посещает Лувр, его кумиром является Рембрандт.

В 1890 года Жорж Руо решил покинуть витражную мастерскую и поступил в Школу изящных искусств в класс Эли Делоне (1828-1891). После смерти Делоне с 1892 года его педагогом стал знаменитый художник Гюстав Моро (Gustave Moreau (1826-1898)). Он разительно отличается от академичного Делоне, проповедует свободу духа и открывает своим ученикам глаза на современное искусство. Моро учит своих учеников не только на примере да Винчи, Мантеньи, Тициана и Джорджоне, но и Делакруа и Коро. Он приглашал учеников в свой дом по воскресеньям, чтобы поговорить о живописи, о таких художниках как Мане и Тулуз-Лотрек. В своем классе Жорж Руо был одним из самых старших учеников и достаточно опытным, чтобы глубоко понимать своего учителя. Между учителем и учеником установились особые отношения, Моро тонко чувствовал художественные особенности Руо, давал ему советы и направлял в работе. Неслучайно после кончины мастера именно Руо был назначен хранителем дома-музея Моро, переданного государству.

В 1894 году в Школе изящных искусств  Руо получает премию Шенвара (Chenavard) за картину «Младенец Иисус среди отцов церкви». Вдохновленный блестящим успехом, он рассчитывает получить Римскую премию в следующем году за картину большого размера «Умирающий Христос, оплакиваемый святыми девами». Несмотря на то, что ему прочили победу, один из членов Академии Художеств, Леон Бонна, наложил вето на решение в пользу Руо. После этой неудачи Моро советует Жоржу оставить школу и следовать своему пути, не ожидая наград от представителей официального искусства. Мэтр продолжает поддерживать своего любимца советами и за пределами школы.

«Младенца Иисуса» и «Умирающего Христа» Руо выставляет на Салоне французских художников в 1895-96гг., в котором теперь участвует ежегодно. С 1896г. Руо начинает посещать галерею Амбруаза Воллара, который выставляет Сезанна и Гогена в своем знаменитом подвале на ул. Лафитт, 6. В 1897г. Руо вместе с другими учениками Моро выставляется на Салоне Розы и Креста, организованном галереей Пёти (la galerie Petit ).Он пишет картины на религиозные сюжеты.

Несмотря на то, что Жорж Руо был крещен в возрасте 1 месяца, он получил образование в протестантской школе. И только в возрасте 24 лет у него возникло желание обратиться к католической вере. Он сближается с такими писателями как Жорис Карл Гюисманc (J.K.Huysmans) и Леон Блуа (Léon Bloy). Вместе с Шарлем Пеги (Charles Péguy) они представляли литературное течение, выражавшее идеи нео-католицизма, которое боролось с поверхностностью и стерильностью официального церковного искусства.

В апреле 1901 года Руо присоединился к группе интеллектуалов, собравшихся в бенедиктинском аббатстве Лигуже (Ligugé), расположенном к юго-западу от Парижа. Гюисманс планировал создать там общество католических художников. Члены группы приняли решение сократить связи с внешним миром и сосредоточиться на поиске истины в искусстве. Во время пребывания в аббатстве Руо решает никогда не создавать произведений в угоду вкусам публики. Принятие закона Вальдека-Руссо (Waldeck-Rousseau) против религиозных ассоциаций привело к роспуску общества. Руо вернулся в Париж и снова взялся за живопись, а вернее, вернулся на свой путь познания.

Впитавший в себя духовную атмосферу Густава Моро, Жорж Руо придерживается следующего подхода – искусство не жалкая копия природы, а возможность выразить свое видение. В дальнейшей жизни он всегда придерживался совета мастера – слушать свой внутренний голос.

После того, как в 1898 году Гюстав Моро скончался от рака, Руо потерял нравственную опору, его мир рухнул, под ним разверзлась бездна. В течение следующих пяти лет Руо переживает тяжелейший кризис. Смерть учителя, разлука с родителями, уехавшими в Алжир поддержать овдовевшую сестру, изменили его взгляд на жизнь и заставили почувствовать себя очень одиноким.

В 1902 году, измученный и ослабленный, он отправляется на воды в Эвиан, там и заканчивается его затяжная депрессия. Мир и покой, краски поздней осени полностью излечили его. Художник с новой энергией берется за живопись.

Возвратившись в Париж, он находит в библиотеке Моро произведения Леона Блуа. Сочинения этого писателя-полемиста были направлены против лицемерия буржуазного общества с процветающими в нем посредственностью и низменными чувствами. Идеи Блуа находят отражение в живописи Руо. В 1904 году состоялось их личное знакомство, с этого времени между Руо и Блуа установились близкие дружеские отношения.

Прошедший кризис не преминул найти свое отражение в живописи Руо – он изображает жизнь в карикатурной манере. Лица проституток, клоунов, судей буквально «вылеплены» кистью художника. Руо создает архетипы, аллегории чревоугодия, страдания, порока, безразличия… Художника интересует человек без маски, в своем истинном виде, в обнаженной реальности. Он не пишет то, что заведомо может понравиться публике.

В первые годы 20-го века Руо ищет свою индивидуальность, вырабатывает новый стиль. Его картины характеризуются нарушением принципов рисунка и цвета, динамизмом линии, выразительными и экспрессивными мазками. Рискуя потерять поддержку коллекционеров Гюстава Моро, он полностью порывает со своим старым стилем. Брутальность его работ шокирует современников. И только назначение Руо хранителем музея Моро, открывшегося в 1902 году, обеспечивает ему финансовую стабильность и независимость в работе, теперь он имеет гарантированный доход в 2400 франков в год.

Rouault Georges 1871 1958 1907 10 Parade Руо Жорж / Georges Rouault ★

Rouault, Georges 1907-10 Parade

Руо много общается с другими художниками, среди которых Матисс и Марке, с которыми он познакомился во время обучения в мастерской Гюстава Моро в Школе изящных искусств. Творцы альтернативного искусства, чьи картины не принимают на официальные выставки Академии Художеств, они создают Осенний Салон, первая выставка которого открылась 31 октября 1903 года в Пти-Пале в Париже. С 1905 года Руо участвует в Салоне Независимых с картинами на темы цирка и проституток. Его причисляют к фовистам, но он сохраняет свой индивидуальный стиль. В 1906г. Руо выставляется в галерее Берты Вайль. В 1907 году Амбруаз Воллар предлагает Руо заняться эксклюзивными предметами из фаянса. В 1908 году Жорж Руо женится на Марте лё Сиданер, сестре художника Анри лё Сиданера. Она была пианисткой и давала уроки игры на пианино. Супруги поселились в доме-музее Моро, где родилась их первая дочь Женевьева. С 1910 года они проживали вместе с родителями Руо. Всего у Руо было четверо детей, три дочери и сын.

В 1910 году состоялась первая персональная выставка Жоржа Руо в галерее Дрюэ (la galerie Druet) на улице Рояль, 20. Он выставил 121 картину, 8 рисунков, 43 предмета из керамики, 10 произведений из глины, покрытой глазурью. После такой представительной выставки у Руо появились первые преданные коллекционеры. В этом же году Руо участвовал в групповой выставке в России (Одесса, Киев, Москва, Санкт-Петербург) вместе с Матиссом, Марке, Ван Донгеном, Дереном, Мари Лорансен и Анри Руссо. С этой выставки полотно Руо приобрел Владимир Рябушинский. В 1911 году картину «Младенец Иисус среди отцов церкви» приобрело французское государство для музея в Кольмаре (Эльзас).

Художник придает большое значение использованию различных материалов. Он смешивает акварель с гуашью и пастелью на бумаге, в то время как на холсте рисует обратной стороной кисти. В этой технике он получает уникальную фактуру и утонченную гармонию цвета. К 1910 году он больше пишет масляными красками, которые дают ему богатую палитру цвета. Масло быстро замещает смешанную технику. Руо исследует различные техники в поисках наиболее подходящей для его темперамента. Он занимается керамикой и печатной графикой. Все эти поиски самовыражения еще более обогащают его живопись, которая представляет собой сплав навыка ремесленника с душой и сердцем художника.

Rouault Georges The Couple Руо Жорж / Georges Rouault ★

Rouault, Georges. The Couple

В 1911 состоялась вторая персональная выставка Руо, также в галерее Дрюэ. Художник представил публике 45 полотен, 11 монохромных картин, 16 предметов из глины с глазурью и несколько тарелок.

Летом 1912 года семья Руо переезжает в Версаль, и через несколько дней после переезда умирает отец Жоржа, Александр Руо. Художник тяжело переживал потерю отца, с которым они вели долгие беседы об искусстве и были очень близки. Чтобы отвлечься от своей боли, художник принимается за работу над серией рисунков индийской тушью, с которых затем печатались гравюры для книги «Miserere». Мотивом для рисунков послужили стихи 50-го покаянного псалма католической литургии Miserere mie Deus (Помилуй меня, Боже). Для художника работа над этим альбомом стала целительным средством от душевной боли. Кропотливый труд длился более 10 лет и завершился только в 1927 году. 58 офортов, напечатанных с медных пластин сопровождались текстами из Библии и выдержками из писем Руо, подобранными Амбруазом Волларом.

Физическое воплощение духовных тревог художника стало признанным шедевром Жоржа Руо. События Первой мировой войны глубоко повлияли на художника, который ставит Христа и Смерть иллюстрацией к первому стиху «Miserere». Художник выразил в «Miserere» всю глубину страданий, которые война приносит человеку. Особенно разоблачительный характер носят такие листы, как «Ноmо homini Lupus», где Руо своеобразно претворяет традиции сатирической графики Гойи и Домье. Подобно Гойе в «Капричос», Руо включил в «Miserere» свой автопортрет – «Кто не надевает на себя личину?» («Клоун с трагическим лицом», помещенный на обложке книги). Работая над этой серией, Руо использовал специфические возможности, которые открывает способ глубокой печати.

miserere collection Руо Жорж / Georges Rouault ★

В 1917 году Амбруаз Воллар, ставший уже известным и состоятельным арт-дилером, предложил купить все работы из мастерской Руо, всего около 770 картин, многие из которых были не закончены. Предварительные переговоры об эксклюзивном контракте между Волларом и Руо велись уже в течение 4-х лет. Художник согласился на том условии, что он сможет без спешки завершить работы и передать их Воллару тогда, когда они будут готовы. Впечатленный «книгами художника» Воллар буквально заваливает Руо работой, заказывая ему иллюстрации к книгам «Перевоплощение папаши Убю», «Страсть», «Miserere», «Цветы зла». Сила Воллара была в том, что он мог обеспечить художнику финансовую поддержку и творческую свободу в достижении совершенства. Каждая из книг Руо является плодом долгой работы и непрерывного поиска, родившейся в по-настоящему творческих муках. Печатная графика играет не только определяющую роль в творчестве художника в этот период, но оказывает влияние и на его живопись. Она позволяет ему усилить экспрессию игрой света и мастерством рисунка, учит его быть лаконичным и добиваться синтеза формы.

В 1921 году публикуется первая монография о творчестве Жоржа Руо. К художнику приходит известность. В 1924 году организована большая ретроспективная выставка Руо в галерее Дрюэ. С 1924 года художник работает в мастерской, которая располагается на последнем этаже особняка Амбруаза Воллара на ул. Мартиньяк, 28 (rue Martignac) в Фобург Сен-Жермен.

В течение 10-ти лет, с 1917 по 1926 годы, работа над печатной графикой занимает почти все время, в этот период художник очень мало пишет маслом. С 1927 года Руо практически заставляет себя закончить несколько сотен живописных полотен, таким образом выполняя обязательства по контракту с Волларом. В основном, это картины на цирковые и религиозные сюжеты и пейзажи, а также ню и портреты. Темы проституток, судей и гротески постепенно исчезают из творчества автора. Художник пишет большое количество картин одновременно, переходя от одной к другой, он оценивает степень завершенности и классифицирует свои работы. Он повторяет слова Боннара: «Самое трудное в искусстве – знать, когда остановиться».

В 1929 году Руо создает декорации и костюмы для постановки балета Джорджа Баланчина «Блудный сын» на музыку С. Прокофьева в парижском Театре Сары Бернар.

Начиная с 1930-х гг. живопись и графика Руо вызывают международный интерес. Известность художника растёт, его выставки проходят в Лондоне, Нью-Йорке, Чикаго, Бостоне, Вашингтоне, Сан-Франциско.

Искусство мастера становится более зрелым, с богатой колористической гаммой. Более статичный рисунок и яркая палитра красок отражают духовную гармонию, которая только усиливается со временем. Его работы отражают красоту природы, сюжетами картин становятся цветы, пейзажи, ню.

На седьмом десятке он финансово независим и имеет мировое признание. Несмотря на стабильность, Руо приходится пройти через новые испытания и пережить тревоги судебной тяжбы с наследниками Воллара, который трагически погиб в 1939 году. Воллар находился в многолетних дружеских и деловых отношениях с художником, владея, в частности, монопольным правом на приобретение и последующую перепродажу его произведений.

georges3 Руо Жорж / Georges Rouault ★

Rouault dans son atelier, 1953 - photographie de Yvonne Chevalier

Наследники отказались отдать Руо незавершенные картины из его мастерской, которая находилась в особняке Воллара, и утверждали, что являются собственниками без всяких условий. Руо вынужден был обратиться в суд, чтобы иметь возможность продолжить работу. Дело слушалось в трибунале Сены и в апелляционном суде Парижа в течение 8 лет. В 1947 году судебным решением было признано моральное право Руо на свои произведения. Речь шла о 819 картинах, из которых 700 было возвращено художнику, а за оставшиеся проданные картины наследники Воллара должны были вернуть деньги. Руо же просил вместо денег вернуть ему «Мизерере». Сделка состоялась, ящики с медными пластинами весом 21 кг отправились в парижское издательство «Societe d’Edition l’Etoile filante», специально созданное для издания главного произведения Жоржа Руо. Эта книга создавалась во время Первой мировой войны и была призвана обличить принесенные войной ужасы и страдания, а была опубликована в 1948 году, вскоре после окончания Второй мировой, и нашла еще больший отклик и понимание, чем в период создания. Оригинальный размер первого издания был 50,5х65,5 см. Книга выдержала большое количество переизданий.

Участь других картин, полученных по решению суда, была не столь счастливой. Жорж Руо был уже в весьма преклонном возрасте, к тому времени ему исполнилось 76 лет. Он понимал, что у него нет времени закончить произведения, к которым он не имел доступа в течение 8 лет. В присутствие судебного пристава он собственноручно сжег 313 незавершенных, по его мнению, картин.

В годы Второй мировой войны и послевоенные годы Руо концентрируется на игре линий, теней и цвета и заканчивает большое количество важных работ, уединившись в своей студии. Все больше и больше произведения Руо отражают особенный внутренний мир художника, а его живопись становится более духовной.

Религиозные сюжеты находят отражение в нескольких сериях: лики святых, голова Христа, распятие и многочисленные библейские пейзажи с фигурными композициями. Люди, одетые в туники, без всякой аналогии с традиционной иконографией за исключением нимба над головой, наполняют эти пейзажи и передают большой духовный заряд энергии. В этих пейзажах глубина передается в большей степени за счет цвета, а не рисунка. Палитра становится более светлой и яркой к 1945-47гг. Настоящий алхимик, Руо исследует интенсивность масляных красок и их эмоциональную силу. Выбор цвета дополняется изучением контрастов между холодными и теплыми тонами, которые определяют экспрессию картины.

Обновление палитры усиливается экспериментами с различными материалами. Живопись становится более пастозной. Картина напоминает геологическую структуру с пиками и впадинами. В 1940-48гг. живописные произведения приобретают трехмерные очертания. Художник не ставит свои работы на мольберт, а кладет их на стол. На картину можно смотреть сверху, крутить и поворачивать ее, как обращается со своим изделием ремесленник. Эта манера скорее напоминает работу керамиста или гравера. Некоторые поздние полотна художника выглядят так, как будто они обожжены в печи. Переливающийся цвет и прозрачность красок дают ощущение керамики и эмали. А одна из картин производит впечатление сделанной из застывшей цветной вулканической лавы.

В 1945 году Руо получил заказ на создание 5 витражей для собора Нотр-Дам в Асси (Eglise Notre Dame de toute grâce, le Plateau d’Assy). Получив навыки работы с витражами в юности, зрелый мастер создает истинные шедевры витражного искусства 20-го века.

georges Руо Жорж / Georges Rouault ★

В последние десять лет жизни в 1948-58гг. искусство художника характеризуется взрывом цвета и упоением материалами. В этот финальный период Жорж Руо создал свои самые блестящие работы, которые венчают его творчество. Свободный от академической традиции, Руо предельно лаконичен в свой технике. Лицо «Сары» (1956) является наиболее типичным примером живописи этого периода. Многочисленные тени, цвет и эффекты света создают поистине скульптурный портрет. Для художника живопись – это средство общения с миром посредством творческого замысла, цвета, фактуры. Свои мысли он выразил на бумаге и на холсте.  Искусство для Жоржа Руо – это пламенная исповедь.

Последние годы жизни художник окружен заслуженным признанием. Он с успехом участвует в Венецианской Биеннале 1948 г. Восьмидесятилетие художника в 1951 г. отмечается Католическим центром французских интеллектуалов в парижском Дворце Шайо, он становится командором ордена Почетного легиона. После смерти художника французское государство устраивает ему официальные похороны.

 

 

 

Наиболее полные собрания художника находятся в музеях:

Национальный музей Современного искусства Франции. Центр Жоржа Помпиду, Париж.

Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Музей Идемицу (Idemitsu Museum), музей Шиодом (Shiodome Museum), фонд Йоши (Yoshii Foundation), Япония.

Коллеция Филипс (The Phillips Collection), Вашингтон, США.


Выставки Жоржа Руо (с 2003 года по настоящее время, в т.ч., выставка в галерее 2.36 в Москве):

Текущие

Прошедшие


Источники:

Сайт Фонда Жоржа Руо

Georges Rouault  MISERERE, Les Éditions du Cerf, 2004

Georges Rouault “Forme, couleur, harmonie”, Les Musées de Strasbourg, 2006

Rouault “Première période 1903-1920”, Centre Georges Pompidou, 1992

 

 

 

Работы

1 Руо Жорж / Georges Rouault ★

Дама из общества.

Лист №16 из серии «Miserere». 1922. Бумага, акватинта. 653х504 (572х414)

2 Руо Жорж / Georges Rouault ★

Его защитник в пустых фразах обличает полное непонимание…

Лист №19 из серии «Miserere». 1922. Бумага верже, акватинта. 655х507 (534х407)

3 Руо Жорж / Georges Rouault ★

Виноград в винном прессе раздавлен.

Лист №48 из серии «Miserere». 1922. Бумага верже, акватинта. 508х656 (395х483)

4 Руо Жорж / Georges Rouault ★

В старом пригороде Лонг Пен…

Лист №10 из серии «Miserere». 1923. Бумага верже, акватинта, белила. 652х501 (567х420)

5 Руо Жорж / Georges Rouault ★

Пойте заутреню, день настает.

Лист из серии «Miserere». 1922. Бумага верже, акватинта. 641х503 (506х362)

6 Руо Жорж / Georges Rouault ★

Обреченный умер.

Лист № 54 из серии «Miserere». 1922. Бумага верже, акватинта. 648х504 (498х340)

7 Руо Жорж / Georges Rouault ★

Смерть приняла его, покинувшего постель из крапивы.

Лист из серии «Miserere». 1922. Бумага верже, акватинта. 651х497 (532х329)

8 Руо Жорж / Georges Rouault ★

Восстаньте мертвые!

Лист из серии «Miserere». 1922. Бумага верже, акватинта. 642х500 (583х441)

9 Руо Жорж / Georges Rouault ★

Свадьба.

Лист из серии «Перевоплощение папаши Убю». 1928. Бумага, акватинта. 438х326 (307х220)

10 Руо Жорж / Georges Rouault ★

Фронтиспис серии «Перевоплощение папаши Убю».

1928. Бумага, акватинта. 442х310 (295х198)

11 Руо Жорж / Georges Rouault ★

Сидящая наездница.

Лист из серии «Уличные гимнасты». 1925-1932. Бумага, литография. 364х269

12 Руо Жорж / Georges Rouault ★

Вечно бичуемый…

Лист №3 из серии «Miserere». 1922. Бумага верже, акватинта. 642х500 (583х441)

16 Руо Жорж / Georges Rouault ★

Сидящая обнаженная в профиль.

Иллюстрация к «Цветам зла» Ш.Бодлера. Бумага, офорт, акватинта. 446х339 (311х208)

17 Руо Жорж / Georges Rouault ★

Заклинание.

Лист из серии «Перевоплощение папаши Убю». 1928. Бумага, акватинта. 438х324 (295х195)

18 Руо Жорж / Georges Rouault ★

Девушка.

Лист из издания «Maitres et petits maitres d’aujourd’hui». 1926. Бумага, литография. 494х324 ( 325х220)

  • 1 290x290 Руо Жорж / Georges Rouault ★
  • 2 290x290 Руо Жорж / Georges Rouault ★
  • 3 290x290 Руо Жорж / Georges Rouault ★
  • 4 290x290 Руо Жорж / Georges Rouault ★
  • 5 290x290 Руо Жорж / Georges Rouault ★
  • 6 290x290 Руо Жорж / Georges Rouault ★
  • 7 290x290 Руо Жорж / Georges Rouault ★
  • 8 290x290 Руо Жорж / Georges Rouault ★
  • 9 290x290 Руо Жорж / Georges Rouault ★
  • 10 290x290 Руо Жорж / Georges Rouault ★
  • 11 290x290 Руо Жорж / Georges Rouault ★
  • 12 290x290 Руо Жорж / Georges Rouault ★
  • 16 290x290 Руо Жорж / Georges Rouault ★
  • 17 290x290 Руо Жорж / Georges Rouault ★
  • 18 290x290 Руо Жорж / Georges Rouault ★