18 а в г у с т а 2011

Пытливый ум коллекционера и исследователя не позволяет пренебрегать деталями. Короткая фраза во французских СМИ о выставке Одилона Редона, скупо упоминающая о возможности ознакомиться с росписями художника в аббатстве Фонфруад, навела на новую большую тему. Пластические взаимосвязи в искусстве разных времен,  преемственность и новаторство больших мастеров, не имитирующих, а логично развивающих стиль и традиции определенной эпохи и раньше были предметом нашего внимания. Мы с Вами уже видели это на примере витражей художников 20-го века Марка Шагала, Жозефа Симы и Мари-Элен Вьейра да Сильва  в средневековых соборах столицы Шампани на севере Франции – знаменитого Нотр Дам де Реймс и церкви св. Иакова.

В ряду таких же удачных альянсов стоят и росписи библиотеки средневекового цистерцианского аббатства Фонфруад, выполненные Одилоном Редоном в 1911 году по заказу Гюстава Файе.

Аббатство Фонфруад («холодный источник») было основано в 1093 году на юге Франции, в горах Корбьер в Восточных Пиренеях. Расцвет аббатства пришелся на 12-14 века, оно сыграло важную роль в борьбе католической церкви с движением катаров.  После чумы 1348 года аббатство пришло в упадок, на протяжении пяти веков численность монахов не превышала двух десятков, но, тем не менее, оно с перерывами продолжало существовать до принятия антиклерикального закона в  1901 году. Монахи были высланы в Испанию, строения заброшены. Государство больше не желало содержать аббатство, которое в 1862 году было признано историческим памятником. В 1907 году обитель была выставлена на продажу. Покупатель нашелся быстро – американский скульптор Джордж Грей Барнард, проживавший во Франции, коллекционировал в то время средневековые постройки. Он разбирал их по камням и вывозил в США с целью создания музея средневекового европейского искусства в Нью-Йорке.

В последний момент старинная жемчужина Лангедока была спасена – известный местный художник, меценат и коллекционер Гюстав Файе и его жена, аристократка из старинного аристократического рода, урожденная Мадлен д’Андок, предложили более высокую цену и приобрели аббатство.

Гюстав Файе (1865-1925) был художником, испытавшим влияние Гогена и Редона, но сохранившим собственный стиль, близкий символизму. Он был большим поклонником Дега, Мане, Моне, Писарро, приобретал их картины. Кроме того, он был одним из основных покупателей картин Гогена, после смерти которого  именно Файе предоставлял работы из своей коллекции на выставки, посвященные творчеству мастера, в частности, на ретроспективы в Веймаре в 1905 г. и в Париже в 1906 г., а также на множество других выставок  в период  с 1903 г. по 1925 г. В 1901 году Файе стал хранителем музея в своем родном городе Безьере, а в 1905 году переехал в Париж.

После покупки аббатства Фонфруад в январе 1908 года Гюстав Файе занялся реставрацией и восстановлением построек. Работы предстояло много – часть помещений требовала срочного ремонта, были разрушены крыши, не было окон. Реставрационные работы продолжались 10 лет. Мечтой Гюстава Файе было не только восстановить памятник, но и вдохнуть в него жизнь – в отреставрированных помещениях аббатства он начал организовывать выставки своих друзей-художников и сделал там музыкальный салон. К нему приезжали многие известные художники, скульпторы и музыканты, среди которых был и композитор Морис Равель. Для декорирования интерьера Гюстав Файе пригласил Одилона Редона и заказал витражи Ришару Бургсталю.

 

redon3 Уникальные шедевры. Сто лет в частном собранииГюстав Файе познакомился с Редоном в 1900 году в Париже. Сильное впечатление произвели на него «нуары» художника – черно-белая графика: рисунки углем, гравюры, литографии. Ему нравилось видеть работы вместе, а не по отдельности, работы дополняли друг друга, одна была логическим продолжением предыдущей. Взгляды на искусство  обоих художников совпадали, в течение многих лет они состояли в переписке. С 1905 года после переезда в Париж Файе стал частым гостем в мастерской Редона и оценил его искусство колориста. Он начал покупать работы Редона и заказал художнику портреты жены и двух дочерей.

 

redon6 Уникальные шедевры. Сто лет в частном собрании

 

Впервые Файе пригласил Редона в свое владение Фонфруад осенью 1908 года. На Пасху 1910 года друзья приняли решение декорировать 2 стены в большом помещении, которое должно было стать библиотекой. Редон  выполнил парные декоративные панно «День» и «Ночь» размером 6,5м х 2м.

 

201106141954 zoom Уникальные шедевры. Сто лет в частном собрании

Панно Одилона Редона «День» в библиотеке аббатства Фонфруад

 

Эти росписи, самые крупные и одни из последних произведений Одилона Редона – немногое, что осталось из большой коллекции Гюстава Файе. После смерти мецената часть произведений пришлось продать, чтобы содержать помещения. Кроме того, после смерти Мадлен Файе в 1971 году и раздела наследства коллекция перестала существовать, почти все произведения искусства были распроданы. В собственности семьи осталось 5 картин Редона, в том числе, портреты Мадлен, Изольды и Симоны Файе.

 

%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA %D1%8D%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0 2011 08 16 %D0%B2 1.08.51 PM Уникальные шедевры. Сто лет в частном собрании

Николя д’Андок, владелец аббатства Фонфруад, в библиотеке перед панно «Ночь», выполненным Одилоном Редоном. Crédits photo: Montpellier Agglomération

 

Безусловно, ценно то, что уже третье поколение семьи  Файе-д’Андок продолжает сохранять памятник архитектуры и искусства и готово открыть двери библиотеки всем желающим. Росписи Одилона Редона открыты для публики в дни работы выставки художника в музее Фабр в Монпелье до 16 октября 2011 года. После окончания выставки вход в аббатство вновь будет ограничен, обычно возможно посещение лишь трапезной, внутреннего двора, часовни и розария. Если, конечно, не посчастливится попасть на выставку или концерт классической музыки, которые, продолжая традиции деда, время от времени организует нынешний владелец  Николя д’Андок.

 

 

 

 

 

 

Источники:

http://www.odilonredon.net/biographie.html

http://www.fontfroide.com/2011_annee_odilon_redon_a_fontfroide.htm

http://eclairage.blogs.midilibre.com/archive/2011/06/27/le-musee-fabre-presente-trois-pastels-inedits-d-odilon-redon.html

http://www.lefigaro.fr/culture/2011/07/26/03004-20110726ARTFIG00336-l-abbaye-de-fontfroide-devoile-son-tresor.php

http://www.midilibre.fr/2011/07/11/les-murs-de-fontfroide-testament-d-odilon-redon,353156.php