masson Массон Андре / André Masson ★

André Masson

(1896 – 1987)

Живописец, график, гравер, иллюстратор, скульптор, монументалист.

Родился в Баланьи-сюр-Терен, Бельгия.

В 1908 г. окончил курсы рисования при Брюссельской школе ДПИ, поступил в Академию художеств.

В 1912-1914 гг. учился в Парижской Школе изящных искусств.

В 1915-1917 гг. находился на фронте.

В 1941-1945 гг. жил в США.

Умер в Париже.

 

Подробная Биография

Андре Массон родился 4 января 1896 года в Баланьи-сюр-Терен, Франция.

Детство провел в Брюсселе, куда отец переехал по службе. В 11 лет Андре начал посещать Королевскую Академию изящных искусств и Школу декоративных искусств.  В 1912 году Массон поступил в Школу изящных искусств в Париже, где изучал искусство фрески в мастерской Поля Бодуана.  Получив грант от академии, он отправляется в Италию и Швейцарию.

В юные годы Массон увлекается импрессионизмом и символизмом, ар-нуво, модными идеями Ницше и Вагнера. Когда в 1914 года Франция вступила в Первую Мировую войну, общие патриотические настроения и желание испытать «вагнеровские аспекты битвы» и познать экстаз смерти подвигли его отправиться на войну добровольцем.

Его желание исполнилось – экстаз смерти он прочувствовал в полной мере, когда в апреле 1917 года тяжело раненый лежал всю ночь посреди кровопролитной битвы при Эсне на Дороге Дам, пока на следующий день до него смогли добраться санитары. Ранение в грудь было настолько серьезным, что Массону пришлось провести в госпиталях два года, а последствия контузии привели его даже в психиатрическую лечебницу. Всю жизнь Массона продолжали мучить физические боли, ночные кошмары и бессонница. Доктор, который лечил Массона, настоятельно рекомендовал ему избегать больших городов и стараться соблюдать покой. Массон следовал этим рекомендациям с переменным успехом – он довольно часто жил в Париже, периодически отправляясь в провинцию или за границу. По легенде, его мать–найденыш была цыганского рода, чем друзья и объясняли его частые передвижения и смены адресов.

A Throw of the Dice Массон Андре / André Masson ★

A Throw of the Dice, 1922, oil on canvas, 37⅛x25¼, Essen Museum, Germany.

В апреле 1919 года он отправился в город Сере на юго-западе Франции, где зародился кубизм. Там с 1905 года работали Андре Дерен, Пабло Пикассо, Хуан Грис и многие другие художники. В пейзажах, которые написаны Массоном  в этот период, сильно чувствуется влияние Сезанна и Ван Гога . В других работах – влияние пост-кубизма. В Сере Массон познакомился с молоденькой модисткой Одетт Кабале, которая стала его женой. Ожидая рождения дочери Лили, молодая пара вернулась в Париж, рассчитывая на помощь родителей.

В Париже Массон быстро знакомится с молодыми писателями и художниками. В 1921-22 году его мастерская на улице Blomet, 45, находящаяся по соседству с мастерской Хуана Миро, становится местом притяжения группы художников, в которую входили Лейрис, Салакру, Лимбур и Арто. В этот же период состоялось знакомство с американскими писателями – Эрнестом Хемингуэем и покровительницей молодых художников Гертрудой Стайн. Они стали одними из первых  покупателей произведений Массона. Так, в 1922 году Хемингуэй приобрел из мастерской художника знаковую картину «Бросок игральных костей», на которой изображены художники круга Массона.

Ранние работы Массона, в особенности, 1922-1923 гг. на тему леса, отражают влияние Андре Дерена, к концу 1923 года в работах проявляется влияние аналитического кубизма.

The Crows Массон Андре / André Masson ★

The Crows, 1922, oil on canvas, 92x73 cm. Private collection, Le Havre.

В 1924 году состоялась первая персональная выставка Массона, которую в своей галерее Симон организовал известный галерист Даниэль-Анри Канвейлер. Экспозиция привлекла внимание Андре Бретона, который  приобрел картину «Четыре стихии» (1923-24) и пригласил Массона присоединиться к группе сюрреалистов. «Манифест Сюрреалистов» был опубликован Бретоном в этом же году, вскоре после выставки.

Под влиянием идей сюрреалистов и Массон и Миро начали экспериментировать с «автоматическим» рисованием. Две такие работы были воспроизведены в первом выпуске альманаха «Революции сюрреалистов» (La Révolution surréaliste) в декабре 1924 года. Идеи «автоматизма» нашли развитие в песчаных картинах – «автоматический» рисунок наносился на холст клеем, затем на клей насыпался цветной песок. Наиболее характерной работой этого периода творчества Массона является песчаная картина «Борьба рыб» (1927).  По совету Джакометти в 1927 году Массон начинает заниматься скульптурой из гипса.

В 1928-29 гг. Массон решил, что «автоматизм» ограничивает его возможности, он видел развитие своих творческих поисков в области биоморфических абстракций. На этой почве произошли разногласия с Андре Бретоном, который занимал авторитарную позицию по отношению к членам группы и декларативно исключил Массона из состава сюрреалистов. В 1929 году произошли изменения и в личной жизни Массона – Андре и Одетт расстались.

В начале 1930-х годов Массон живет и работает в прованском городке Грассе. В 1932 году знакомится с Анри Матиссом. Массон создает декорации и костюмы к балету «Предчувствие» Русских Балетов Монте-Карло, премьера которого состоялась 13 апреля 1933 года. В период 1931-34 гг. в творчестве Массона преобладают темы насилия и эротики (серия рисунков с линиатурами «Резня», серия «Летние развлечения»), его интересуют мифологические сюжеты древней Греции.

6 февраля 1934 года в Париже прошли массовые беспорядки, устроенные ультраправыми антипарламентскими вооруженными формированиями, устроенные ультра-правыми антипарламентскими вооруженными формированиями, в ходе которых 16 человек были убиты и две тысячи человек пострадали. Массон предчувствовал новую войну, он хотел на время покинуть Францию и решил отправиться в соседнюю Испанию. Массона сопровождала Роза Макле (Rose Maklès), сестра жены его лучшего друга известного писателя Жоржа Батая. В декабре 1934 года Андре и Роза поженились, а в июне 1935 года у них родился сын Диего. В следующем году родился второй сын, Луи.

Два года, проведенные в Испании оказались настоящим испытанием – в Барселоне постоянно шла перестрелка и устраивались мятежи. Все это напоминала Массону ужасы пережитого на Первой Мировой. Незадолго до начала гражданской войны в Испании Массоны вернулись во Францию.

In the Tower of Sleep 300x242 Массон Андре / André Masson ★

In the Tower of Sleep, 1938, oil on canvas, 32x39½, Baltimore Museum of Art, Sadie A. May Collection.

По возвращении Массона возобновляется дружба с Бретоном. В 1937 году начинается второй сюрреалистический период творчества Массона. В январе 1938 года Массон принимает участие в Международной Выставке Сюрреализма в Париже. Увлечение античной мифологией воплотилось в картинах с Минотавром, в «Лабиринте».

В 1931 году на французский язык был переведен очерк Зигмунда Фрейда «Бред и сны в «Градиве» Йенсена», который оказал сильное влияние на сюрреалистов. Сюрреалисты приняли откровения Фрейда по спасению от любви к женщине как свою программу и Градиву как свою Идеальную Женщину. Градива примиряла реалистическое и сюрреалистическое, созидание и разрушение, жизнь и смерть. В 1939 году Массон создает полотно «Градива», изображающее наполовину женщину, наполовину мраморное изваяние из музеев Ватикана. Тема Градивы присутствовала в произведениях и других сюрреалистов, в эссе Бретона, в работах Фрейда как миф о метаморфозах и возрождении жизни. И в наши дни образ Идеальной Женщины занимает воображение интеллектуалов. Сильное впечатление производит фильм знаменитого французского писателя Роба-Грийе «Это Градива зовет вас» (2006г.).

Gradiva Массон Андре / André Masson ★

Gradiva, 1939, oil on canvas, 34½x48½, Collection Parti, Paris.

В творчестве Массона эта тема получила развитие в работе «Сон Ариадны» (1941), которая олицетворяет тайну женских органов, также как и раковина-вульва в «Градиве» ассоциируется с водой и Венерой, источниками плодородия и символами возрождения одного поколения из смерти предыдущего.

Le R%C3%AAve d%E2%80%99Ariane Массон Андре / André Masson ★

Le Rêve d’Ariane, 1941, ink on paper, 19⅝x25¾, collection of Francois Odermatt, Paris.

Полна философского смысла также работа «Гете и метаморфозы растений» (1940). Массона интересовал прежде всего Гете как ученый, изучавший минералогию, анатомию, ботанику и теорию цвета. Как и Массон, Гете знал, что ощущение цвета передается мозгу на психологическом и чувственном уровне, свою «теорию цвета» он рассматривал как доказательство против ньютоновской оптики.

Когда Франция капитулировала во Второй Мировой войне и германские войска вступили в Париж, Массонам необходимо было спасаться – искусство Массона было признано дегенеративным, сюрреалисты поддерживали коммунистов, кроме того, Роза была еврейкой. Сначала они уехали в Овернь, затем в Марсель.

Группа американцев создала Комитет по спасению европейских деятелей искусства. Во Францию прибыл Вариан Фрай (Varian Fry), который помогал  евреям и немцам из списка нацистских властей переправляться  в США. Всего было спасено около 4000 деятелей культуры и науки, среди который Марк Шагал, Андре Бретон, Макс Эрнст, Жак Липшиц, Лион Фейхтвангер. С небольшой группой добровольцев Фрай укрывал беженцев на вилле в пригороде Марселя, затем через Испанию отправлял в нейтральную Португалию, или из Марселя кораблем на Мартинику, оттуда уже в США. С помощью американского вице-консула в Марселе Гирама Бингхема оформлялись визы для въезда в США.

Goethe and the Metamorphosis of Plants 300x187 Массон Андре / André Masson ★

Goethe and the Metamorphosis of Plants, 1940, oil on canvas, 28¾x45⅝, Vera and Arturo Schwarz Collection, Israel Museum, Jerusalem

В 1941 году таким путем был переправлен в США Андре Массон с семьей. Не успело закончится спасительное путешествие, как Массона ждали новые испытания – на границе таможенники прямо на его глазах разорвали пять рисунков, приняв их за порнографию.

В США Массоны остановились в Нью Престоне, штате Коннектикут. Несмотря на то, что Массон никогда не учил английского языка, во время пребывания в США он начал читать лекции по современному французскому искусству, участвовал в конференциях, печатал статьи. В 1941 году в музее искусств Балтимора прошла его персональная выставка. Также его работы экспонировались в Нью-Йорке и Южном Хедле, штат Массачусетс.

Американский критик Клемент Гринберг констатировал, что приезд Массона в США сыграл ключевую роль в развитии абстрактного экспрессионизма в Нью-Йорке. Влияние Массона чувствуется в творчестве Джексона Поллока и Аршиля Горького. Сам Массон в Америке увлекся китайским искусством, широко представленным в музее Метрополитен в Нью-Йорке и в музее Бостона, Массачусетс.

Meditation on an Oak Leaf 247x300 Массон Андре / André Masson ★

Meditation on an Oak Leaf, 1942, tempera, pastel, sand on canvas, 40x33, Museum of Modern Art, New York.

После окончания войны Массоны вернулись во Францию и первое время жили у сестры Розы, Симоны.
В 1947 году семья переехала в Экс-ан-Прованс на юге Франции и проживала там до 1955 года.

В галереях и музеях Европы прошла серия ретроспективных  и персональных выставок. Любопытно, что выставка «Эротическая земля» на Вандомской площади была закрыта полицией. В 1950 году в Базеле, Швейцария, прошла большая ретроспективная выставка «Андре Массон и Альберто Джакометти».  В 1954 году Массон был удостоен Национального Гран При по живописи.

В 1951 году Массон посещает Венецию. В результате серии поездок в Италию появился альбом цветных литографий «Путешествие в Венецию» (1952) и и прекрасная серия итальянских пейзажей.

В середине 1950-х годов в творчестве Массона проявляется влияние китайского и японского искусства, он начинает увлекаться философией дзен-буддизма. Удивительным образом в сюрреализме и дзен-буддизме соединилось мощное проникновение в человеческий характер. Этот период считается «азиатским» в творчестве мастера. В этот же период Массон увлекается импрессионизмом, проявляя интерес к Тёрнеру и Клоду Моне.

In Pursuit of Hatchings and Germinations 300x198 Массон Андре / André Masson ★

In Pursuit of Hatchings and Germinations, 1967, oil, sand on canvas, 39⅜x59, Mobilier National, Paris.

В 1964 году по заказу Министерства культуры Франции Массон выполнил роспись потолков в парижском театре Одеон. В последующие годы Массон занимался книжной иллюстрацией и театральными костюмами и декорациями.

В 1976 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке прошла ретроспективная выставка работ Массона. Четыре года спустя по состоянию здоровья он перестал заниматься живописью. В начале 1987 года в Лондоне в галерее Хейвуд прошла большая выставка рисунков Андре Массона, на которой художник присутствовал лично. В октябре этого же года он умер в Париже в возрасте 91 года.

 

 

 

Источники

http://www.connectotel.com/masson/masschr.html

http://www.moma.org/collection/artist.php?artist_id=3821

http://www.martinries.com/article2010AM.htm

Журнал La Révolution Surréaliste

Un nomade à Paris, André Masson. Musée du Montparnasse 2010

Omaggio a André Masson. Voyage en Italie. Cleto Polcina, Arte Moderna. 1984

 

 

Работы

Спящая девочка. Двое. 1950.Б.литография378х565 Массон Андре / André Masson ★

Андре массон

Спящая девочка. (Двое). 1950 Бумага, литография, 378х565. 10/40

  • Спящая девочка. Двое. 1950.Б.литография378х565 290x290 Массон Андре / André Masson ★