Люсьен Клерг родился 14 августа 1934 года в Арле, на юге Франции, в семье торговцев бакалеей. Когда мальчику было 7 лет, родители расстались. Мать была инвалидом и всю жизнь мечтала о лучшей доле для сына. Она хотела, чтобы он стал знаменит и сделал артистическую карьеру. С 7-ми лет она отдала его на обучение известному местному скрипачу, мечтая о занятиях сына в консерватории и представляя его  будущим композитором.

Lucien Clergue Kunsthaus Vienna 2007 300x208 Клерг Люсьен / Lucien Clergue ★

Lucien Clergue

Однако,  жизнь распорядилась иначе. В 16 лет Люсьен был вынужден оставить занятия в школе, чтобы работать в лавке, так как мать уже не могла вести дела. Затем пошел работать на фабрику, чтобы зарабатывать на хлеб себе и матери. В 1952 году мать умерла. Люсьен вынужден был работать на фабрике до 25-ти лет.

Именно мать познакомила Люсьена с фотографией, в 13 лет подарив ему старенькую камеру. Местный продавец фотоаппаратов научил ею пользоваться и дал первые уроки по съемке. Видя неподдельный интерес к волшебному аппарату, он позволял Люсьену снимать камерами из магазина, пока они еще не были проданы.

Надо заметить, что Клергу вообще везло на знаковые, судьбоносные встречи. Все самые важные события и знакомства состоялись у Люсьена в ранней молодости, благодаря  им  он окунается в активную творческую жизнь.  18-летним юношей он познакомился с писателем Жаном Мари Маньяном (Jean Marie Magnan), который поддерживал и направлял его в течение всей последующей жизни. Он рассказал ему о художественной среде Парижа, о Пикассо и Кокто, о Жан-Поле Сартре и экзистенциалистах. Художник Андре Маршан рассказал ему о фотографах Ман Рее, Мари-Лора де Ноэй, Жане-Луи Баро. Люсьен в то время мечтал о карьере кинорежиссера, вдохновленный фильмами Роберто Росселини, Витторио де Сика, Лукино Висконти и Федерико Феллини.

Clerque El Cordobes 300x239 Клерг Люсьен / Lucien Clergue ★

Lucien Clerque: El Cordobes. 1963

В 1953 году, выходя с арены Арля, на которой проходила коррида, Люсьен нашел в себе смелость подойти к 62-летнему Пикассо и показал ему свои снимки. Пикассо выразил интерес и разрешил Люсьену показать ему свои работы через 2 года. В течение этого срока Клерг работал ради того, чтобы подготовить портфолио к этой дате и оправдать доверие Мастера. В этот период он делает съемки повседневной жизни родного Прованса, снимает послевоенные руины. В 1954 году выполняет серию фотографий «Смерть Юлия Цезаря» по пьесе Шекспира, поставленной Жаном Ренуаром к двухтысячелетию города Арля. Дебютирует с серией фотографий «Бродячие акробаты на руинах Арля».

После окончания «испытательного» срока, наконец-то  состоялась встреча молодого фотографа и всемирно известного художника. 4 ноября 1955 года в доме Пикассо в Каннах их беседа продолжалась более пяти часов, в результате Пикассо обещал сделать обложку к первой книге Клерга и афишу к его первой выставке. Оба обещания он сдержал, афишу, правда, запретили организаторы выставки. С этой встречи началась настоящая дружба, которая продолжалась 30 лет, до самой смерти Пикассо. В 1992 году Клерг выпустил книгу «Пикассо мой друг», приурочив ее к 20-летию со дня смерти Маэстро.

clergue picasso tm Клерг Люсьен / Lucien Clergue ★

Lucien Clergue: Picasso à la cigarette, Cannes, 1956

На долгие годы Клерг становится протеже Пикассо, который вводит молодого человека в круг своих друзей. Так, духовным отцом Клерга с 1956 года становится Жан Кокто, который увидел в юноше не фотографа, а фотохудожника. До смерти Кокто в 1963 году они вели активную переписку, в которой Кокто давал советы и рекомендации Клергу от своего имени и от имени Пикассо, с которым они обсуждали творчество Люсьена.

Первой книгой Клерга стала поэзия Поля Элюара «Незабываемое тело», с обложкой Пабло Пикассо и вступительным стихотворением Жана Кокто. Эту книгу Люсьен подарил Максу Эрнсту, купившему  у него серию «Мертвые фламинго на песке» и ставшему одним из первых коллекционеров его работ.

В 1959 году Люсьен выполняет серию фотографий к фильму Жана Кокто «Завещание Орфея». В этом фильме Люсьен увидел много близкого своему восприятию жизни. Зеркала, через которые можно шагнуть в царство мертвых, были метафорами его собственного поиска смысла жизни. В руинах замка он видел дом своих родителей, разрушенный при бомбардировках Арля.

Нынешней весной (2011) у нас с Вами была возможность увидеть эти работы в рамках фестиваля «Мода и стиль в фотографии» в московском Мультимедиа Арт Музее. Безусловно, о творчестве Клерга нельзя судить только по одной серии фотографий.

В 1956 году в замке, принадлежащем другу Пикассо британскому коллекционеру Дугласу Куперу, Люсьен знакомится с директором базельского Кунстмузея Георгом Шмидтом. Тут же последовало предложение провести выставку Клерга в музее. Выставка получила 25 отрицательных отзывов против 3-х положительных. Однако, нет худа без добра  –  одновременно в музее проходила знаменитая выставка «Семья Человека» из Нью-Йорка, которую привез куратор отдела фотографии Музея Современного искусства фотограф Эдвард Стайхен. Он купил 10 снимков с выставки Клерга для коллекции  Музея современного искусства в Нью-Йорке (МОМА). Одновременно директор Кунстмузея передает Клергу приглашение некоего доктора Вилли Штаехелина сделать фотографии его дома, построенного из стекла и бетона по проекту архитектора Марселя Брюера, в 1920-е годы преподававшего в Баухаусе.  Так, провальная выставка дала Клергу возможность завести столь важные знакомства, которые существенно повлияли на  его жизнь.

В 1961 году по приглашению Эдварда Стайхена Клерг принимает участие в выставке «Диоген с камерой №5» в Музее современного искусства (МОМА) в Нью-Йорке вместе с Биллом Брандтом (Bill Brandt) и Ясухиро Ишимото (Yashuhiro Ishimoto).

В 1962 году выходит часовая телевизионная передача «Путешествие по Арлю с Люсьеном Клергом».

В 1963 году практически одновременно в Париже, Штутгарте и Нью-Йорке выходят две книги  Клерга  –  фотографии к поэмам Гарсия Лорки «Рождение Афродиты» и Жана Кокто «Мертвые быки».  Люсьен по мотивам своих  фотосессий в Нью-Йорке и Рио-де-Жанейро создает коллекцию платков и шарфов для Живанши. Справедливости ради необходимо отметить, что Клерг всегда отказывался от коммерческих фото для модных и популярных журналов Vogue и Paris Match, оставаясь независимым фотохудожником.

В 1965 году появляется знаковая серия снимков «Болота Камарга».  В том же году Клерг начинает заниматься активной деятельностью по развитию культуры фотоискусства   –  по его инициативе и при непосредственном участии создается отдел  фотографии в Музее Реатю в Арле.  После назначения его друга Жана-Мориса Рокета директором музея Реатю Клергу пришла в голову идея создать в музее первоклассную коллекцию фотографий. Он разослал письма сорока известнейшим фотографам мира с просьбой предоставить фотографии для музея. Практически все они отозвались и прислали свои работы, среди них – Анри Картье-Брессон. Один богатый американский коллекционер передал в дар коллекцию фотографий, в которой находилось много снимков Эдварда Вестона (Edward Weston).

В 1966 году он получает приз Луи Люмьера за свой первый черно-белый короткометражный фильм «Драма быка», вышедший годом ранее. О творчестве Клерга выходит 2 передачи на французском телевидении.

С  1969 года Клерг становится  директором Художественного фестиваля в Арле, в рамках которого он вместе с Жаном-Морисом Рокетом и писателем Мишелем Турнье организовал семинары «Международные Встречи Фотографов». Этот фотофестиваль стал заметным событием в мире фотографии и уже более сорока лет ежегодно в июле проводится в родном городе Клерга.Lucien+Clergue+Curated+Christian+Lacroix+Vernissage+9n6c0M5fiXNl Клерг Люсьен / Lucien Clergue ★

В 1970 году Клерг совершает кругосветное путешествие, во время которого в  Кармеле  знакомится с известным американским фотографом Анселем Адамсом, прославившемся пейзажной фотографией, в частности, знаменитыми снимками Большого каньона и Национального парка Йосемити (Калифорния). Адамс дважды (1974,1976) посещает фестиваль в Арле,  а Клерг  несколько раз в течение 1971-83гг. приезжает работать в его мастерскую в Йосемити.

С 1974 года Клерг начинает преподавательскую деятельность, сначала в Университете Прованса в Марселе, затем в 1982 году открывает Национальную школу фотографии и становится профессором этой школы. В 1983 году преподает в школе Анселя Адамса в Кармеле. В 1990 году становится первым иностранным преподавателем  в школе фотографии г.Осака (Япония).

Клерг постоянно участвует в конференциях, посвященных Пабло Пикассо и Жану Кокто как верный друг и один из немногих ныне здравствующих  их современников. Является бессменным членом  многочисленных фотоконкурсов в Европе, Азии и Америке, проводит  фотоконференции и выставки во многих университетах США.

С годами Клерг не изменил своему интересу и к другому визуальному искусству – кинематографу. В 1967 году он снял фильм «Дельта соли», который был представлен на Каннском фестивале и номинирован на Оскар. В 1990 году снял фильм о матадоре Хесулине де Убрике (Jésulin de Ubrique).

Клерг – неутомимый экспериментатор. Когда в начале 1980-х годов у него начались проблемы со зрением, он начал снимать на полароид (в том числе, на большой формат), стал экспериментировать с наложением изображений, занялся фотоколлажами.

С 1975 года начал снимать в цвете, до этого делал только черно-белые снимки.

Оставшись верным своему увлечению музыкой, для себя продолжает играть на скрипке и участвует в уникальных музыкальных представлениях.  В 1992 году в рамках фестиваля «Провансиады» в сопровождении симфонического оркестра Марселя представил фильм  «Прованс – 4 сезона», смонтированный из диапозитивов. В 1993 году вместе с пианистом Кошояном в оперном театре г.Нима создал аудиовизуальный спектакль «Джаз и Быки», который затем был показан на фотофестивале в Арле.

В своем творчестве Клерг уделял большое внимание театральному искусству. Им были выполнены декорации к балетам:

- «День, когда земля задрожит» (Современные Балеты Парижа ,1959);

- «Неистовый Орландо» (театр Ла Фенис, Венеция, Италия (1972);

- «Сын Ветра» Жана Кокто (1963, не состоялся из-за смерти Кокто).

На  протяжении многих лет  одной из излюбленных тем фотографа  является изображение женского тела.  Клерг  снимал ню в лесу, в песках пустыни Невада, в морских волнах, на улицах Парижа и Нью-Йорка, подчеркивал пластику тела игрой света и тени в серии ню «Зебра». В своих многочисленных поездках по миру  он работал над этой темой с различными моделями, открывая мастерские во многих городах. Приверженность этой теме завоевала ему скандальную славу – администрация Фиделя Кастро запретила ему въезд на Кубу в 2001 году.

Работы Клерга находятся во многих музеях и частных собраниях. В 1975 году 60 фотографий Клерга были приобретены Национальным центром Современного искусства для коллекции Центра Жоржа Помпиду. В 1994 году Музей современного искусства Нью-Йорка получил в дар 10 снимков Клерга. В том же году 6 снимков боя быков были приобретены Европейским Домом фотографии в Париже.

Почитатели Клерга многим обязаны его первым швейцарским коллекционерам и меценатам – Марине и Вилли Штаехелинам и Шарлотте и Вилли Реберам. Они начали приобретать фотографии Клерга в 1960 году с выставки в Цюрихе и в 1961 году с выставки в Базеле и продолжали собирать его работы в течение 35 лет. В начале творческой деятельности такая стабильная финансовая поддержка была очень важна для молодого фотографа и дала ему возможность оставаться независимым фотохудожником на протяжении многих лет. Оба коллекционера ушли из жизни один за другим – в 1995 году Вилли Ребер, в 1996 – Вилли Штаехелин. Шарлотта Ребер решила сохранить целостность коллекции и в 1996 году передала ее в дар Гарвардскому университету. Марина Штаехелин AVT Lucien Clergue 8535.pjpeg  200x300 Клерг Люсьен / Lucien Clergue ★предложила коллекцию нескольким швейцарским музеям, к сожалению, ни один из них не смог приобрести коллекцию целиком, в результате, много фотографий и портфолио вышли на антикварный рынок и были распроданы с аукционов Кристис, Сотбис и аукционов Германии и Швейцарии. Антикварный рынок уже был знаком с работами Клерга – его работы продавались с 1995 года на крупнейших аукционах искусства: Сотбис и Кристис (Нью-Йорк), Мэтр Босан-Лефевр и Тажан (Париж), Мэтр Флек (Марсель).

За свою жизнь Клерг издал 75 книг, как иллюстрирующих литературные произведения, так и собственно фотоальбомов.

Люсьен Клерг внес большой вклад в развитие и популяризацию фотоискусства Франции. Его заслуги были высоко оценены. В 1980 году президент Франции Валери Жескар Дестен вручил ему Орден «За заслуги», в 2003 году Клерг стал кавалером Ордена почетного легиона, в 2006 году стал первым фотографом, принятым в Академию Изящных Искусств Франции, а с 2013 года стал ее президентом. Кроме того, с 1974 года являлся членом Академии Искусств Арля.

 

Люсьен Клерг скончался 15 ноября 2014 года в Ниме, Франция.

 

 

Крупнейшие собрания фоторабот Клерга находятся в следующих музеях:

Музей Гарвардского университета, Массачусетс, США,

Метрополитен музей, Нью-Йорк, США,

Музей современного искусства, Нью-Йорк, США,

Музей изобразительных искусств (Museum für Gestaltung), Цюрих, Швейцария,

Музей Жоржа Помпиду, Париж, Франция,

Музей современного искусства г. Парижа, Франция,

Национальная библиотека, Париж, Франция,

Израильский музей, Иерусалим, Израиль,

Музей Folfwang, Эссен, Германия,

Shadai колледж и Метрополитен музей, Токио, Япония,

Музей Реатю, Арль, Франция.

 

Источники:

Материалы художественной галереи г. Бокера (La Galerie d’art de Beaucaire)

Страница Клерга на сайте Академии Изящных Искусств Франции

Lucien Clergue. Poésie photographique. Prestel Verlag, Munich-Berlin-London-New York 2003

Персональные выставки

Издания

Сайт дочери Клерга, Анны

 

 

Работы

11 Клерг Люсьен / Lucien Clergue ★

Ню. 1968

Отпечаток: 1970. Размер: 34х25,5. Пометки: авторская подпись и нумерация «3/20» внизу. Провенанс: галерея Dominique WEITZ, Париж. Библиография: Genese, Editions Pierre Belfond, Paris, 1973.

21 Клерг Люсьен / Lucien Clergue ★

Ню. 1965

Отпечаток: 1965. Размер: 12,5х18,5. Провенанс: галерея Verdeau, Париж. Библиография: Genese, Editions Pierre Belfond, Paris, 1973.

31 Клерг Люсьен / Lucien Clergue ★

Ню. 1968

Отпечаток: 1970. Размер: 34х25,5. Пометки: авторская подпись и нумерация «3/20» внизу. Провенанс: галерея Dominique WEITZ, Париж. Библиография: Genese, Editions Pierre Belfond, Paris, 1973.

41 Клерг Люсьен / Lucien Clergue ★

Ню. 1968

Отпечаток: 1970. Размер: 34х25,5. Пометки: авторская подпись и нумерация «3/20» внизу. Провенанс: галерея Dominique WEITZ, Париж. Библиография: Genese, Editions Pierre Belfond, Paris, 1973.

51 Клерг Люсьен / Lucien Clergue ★

Ню. 1968

Отпечаток: 1970. Размер: 34х25,5. Пометки: авторская подпись и нумерация «3/20» внизу. Провенанс: галерея Dominique WEITZ, Париж. Библиография: Genese, Editions Pierre Belfond, Paris, 1973.

6 Клерг Люсьен / Lucien Clergue ★

Ню.1968

Отпечаток: 1970. Размер: 30,5х24,5. Пометки: авторская подпись и нумерация «175/175» внизу под изображением. Провенанс: галерея Verdeau, Париж. Библиография: Genese, Editions Pierre Belfond, Paris, 1973.

7 Клерг Люсьен / Lucien Clergue ★

Ню.1968

Отпечаток: 1970. Размер: 34х25,5. Пометки: авторская подпись и нумерация «3/20» внизу. Провенанс: галерея Dominique WEITZ, Париж. Библиография: Genese, Editions Pierre Belfond, Paris, 1973.

8 Клерг Люсьен / Lucien Clergue ★

Ню.1968

Отпечаток: 1970. Размер: 34х25,5. Пометки: авторская подпись и нумерация «3/20» внизу. Провенанс: галерея Dominique WEITZ, Париж. Библиография: Genese, Editions Pierre Belfond, Paris, 1973.

9 Клерг Люсьен / Lucien Clergue ★

Ню. 1969

Отпечаток: 1969. Размер: 30,5х24. Пометки: авторская подпись и нумерация «121/200» внизу под изображением. Провенанс: приобретено на аукционе Piasa , Париж. Библиография: Douze photographies de Lucien Clergue, Editions Arelatys, Paris, 1970.

10 Клерг Люсьен / Lucien Clergue ★

Ню. 1965

Отпечаток: 1965. Размер: 30,5х24. Провенанс: галерея Verdeau, Париж. Библиография: Lucien Clergue . Nee de la Vague, Editions Pierre Belfond, Paris, 1968.

  • 11 290x290 Клерг Люсьен / Lucien Clergue ★
  • 21 290x290 Клерг Люсьен / Lucien Clergue ★
  • 31 290x290 Клерг Люсьен / Lucien Clergue ★
  • 41 290x290 Клерг Люсьен / Lucien Clergue ★
  • 51 290x290 Клерг Люсьен / Lucien Clergue ★
  • 6 290x290 Клерг Люсьен / Lucien Clergue ★
  • 7 290x290 Клерг Люсьен / Lucien Clergue ★
  • 8 290x290 Клерг Люсьен / Lucien Clergue ★
  • 9 290x290 Клерг Люсьен / Lucien Clergue ★
  • 10 290x290 Клерг Люсьен / Lucien Clergue ★