(1885-1930)

wg pascin 1 281x300 Паскин (Паскен) Жюль / Jules Pascin ★Юлиус Мордекай Пинкас (Julius Mordecai Pincas), известный как Жюль Паскин (Паскен) или «принц Монпарнаса», родился в болгарском городе Видин 31 марта 1885 года. Национальность его определить трудно – отец Маркус был испано-сефардским евреем, а мать Софи имела сербо-итальянское происхождение. Отец был преуспевающим торговцем зерном, имел 11 детей, из которых Юлиус был восьмым.

В 1892 году семья переезжает в Бухарест, в Румынию. Юлиус был отправлен учиться в школу в Вену. В возрасте 16-ти лет отец забрал его обратно в Бухарест помогать в процветающем бизнесе, но у юноши были совсем другие наклонности – к рисованию и женскому телу. Пристанище он нашел в местном борделе, где его покровительницей стала владелица заведения. Мадам поощряла его способности и позволяла делать портреты девушек, ожидавших прихода клиентов. Там Юлиус впервые ощутил себя восточным принцем, окруженным наложницами в гареме. Когда в семье узнали, каких моделей рисует их отпрыск, чтобы не бросать тень на деловую репутацию отца, было принято решение отправить 17-летнего юношу учиться в Германию. В течение нескольких лет Юлиус живет в Мюнхене, Вене и Берлине, проходя обучение в различных художественных студиях и академиях. Средства на жизнь он получал, главным образом, рисуя для немецких иллюстрированных журналов. В частности, в начале 1905 года известный сатирический журнал “Simplicissismus” заключил с ним долгосрочный контракт с ежемесячным гонораром в 400 франков. Сотрудничество с этим изданием успешно продолжалось до самой смерти Паскина. Именно в “Simplicissismus” он стал подписывать свои рисунки псевдонимом Pascin – анаграмма от Pincas, произношение которого нарушает правила чтения с латиницы и вводит в заблуждение современных французских антикваров, некоторые из которых убеждены, что Паскин – русский.

pascin02 Паскин (Паскен) Жюль / Jules Pascin ★

Паскин рисует в кафе (справа).

В начале 1900-х годов вслед за отъездом Рудольфа Леви (Rudolf Levy) начинается миграция немецких художников в Париж. К ним присоединяются говорящие по-немецки художники из Чехии, Болгарии, Балкан, Скандинавии. Центром встреч этих художников в Париже становится кафе Le Dôme, саму группу прозвали les Domiers. В рождественский вечер 1905 года членом этой группы становится и Жюль Паскин.

В Париже Паскин много работает – копирует картины старых мастеров в Лувре, посещает класс рисунка в Академии Коларосси, делает зарисовки за столиками кафе, часто на салфетках, добавляя цвета кофейной гущей или кофейным зерном и разводя акварель сельтерской водой.

pascin03 Паскин (Паскен) Жюль / Jules Pascin ★

Паскин позирует на террасе кафе «Дом».

В 1907 году в галерее Пауля Кассирера (Paul Cassirer) в Берлине прошла первая персональная выставка Жюля Паскина. В 1910 году от Кассирера он получил заказ на иллюстрации к поэме Генриха Гейне Aus den Memoiren des Herrn von Schnabelewopski. В 1911 году Паскин выставляется в берлинском Secession, а в следующем году в Sonderbund-Aussstellung в Кёльне.  С 1908 по 1914 годы Паскин участвует во всех выставках Осеннего Салона в Париже, также активно выставляется в известной галерее Берты Вейль (Berta Weill).

Первая мировая война застала Паскина в Бельгии, куда он уехал весной 1914 года и где работал над альбомом набросков под названием «Лето» (Ein Sommer), готовящимся к печати Паулем Кассирером (и изданным в 1920 году). Паскин решил не возвращаться в Париж, где совершенно очевидна была его связь с немцами, и он мог быть депортирован и мобилизован в болгарскую армию. Он отправился в Лондон, а оттуда в Соединенные Штаты. Там к нему присоединилась его возлюбленная Эрмина Давид, художник-график и миниатюрист, с которой он познакомился в 1907 году.

pascin04 Паскин (Паскен) Жюль / Jules Pascin ★

Эрмина Давид в своей мастерской, 1910 год.

Всего через несколько месяцев пребывания в Нью-Йорке, в январе 1915 года, открылась персональная выставка Паскина. В это же время они с Эрминой отправляются на 4 месяца на Кубу, где художник делает прекрасную серию карандашных рисунков уличной жизни и городских пейзажей. По возвращении в США они много путешествуют по южным штатам, и везде Паскин выполняет наброски и карандашные рисунки. В Нью-Йорке он продолжает общаться с немцами, с которыми был дружен в Париже, что послужило поводом к допросам Паскина секретными спецслужбами США. Тем не менее, Паскин хлопочет о получении американского паспорта для возвращения во Францию. 25 сентября 1918 года Жюль и Эрмина поженились, 30 сентября 1920 года Паскин получил американское гражданство, и в октябре супруги вернулись в Париж. Они быстро включились в парижскую жизнь, несмотря на то, что никого из немецких художников там уже не было.

pascin01 Паскин (Паскен) Жюль / Jules Pascin ★

Пер и Люси выступали в Норвегии как профессиональные танцоры танго с 1911 года.

По возвращении произошла случайная встреча Паскина с его старой знакомой Сесилью Видиль (Люси), моделью, с которой у него была непродолжительная связь осенью 1910 года. Чувства вспыхнули с новой силой. К этому моменту Люси уже была замужем за норвежским художником Пером Крогом (Per Krogh) и имела трехлетнего сына. Паскин приложил максимум усилий, чтобы организовать общение и дружбу семьями, чтобы больше времени проводить с Люси. Весной 1921 года они стали любовниками, хотя Люси делала все, чтобы сохранить семью. На лето Кроги уехали в Норвегию, а Паскины в Тунис. По возвращении осенью 1921 года Жюль и Эрмина перестали жить вместе. Люси он продолжал атаковать письмами, в которых шантажировал ее угрозами своей жизни и пьянством, и ее собственная жизнь разделилась на 2 части – утром и вечером она была дома и занималась с ребенком, остальное время проводила с Паскином. В 1924 году Пер с сыном стали жить отдельно, но график для Люси остался тем же. К Паскину она не переехала.

Паскин был душой художественной жизни Монпарнаса. В своей просторной мастерской по субботам или особым случаям он устраивал обеды, которые затягивались на всю ночь. На такие вечеринки собиралось по 20-30 человек. Также, большой популярностью пользовались пикники, организуемые им для художников на берегу Марны в летние месяцы. Вообще, когда он не работал в мастерской, то любил быть в окружении большого количества людей. Устраивал Паскин и веселые праздники для детей своих друзей. Удивительным образом продолжалась дружба и с Пером Крогом, и с Эрминой, активно участвовавших в мероприятиях Паскина. Эрмину он поддерживал и морально, и материально до последних дней своей жизни.

pascin06 Паскин (Паскен) Жюль / Jules Pascin ★

Паскину 22 года.

К середине 1920-х годов Паскин становится знаменитым. Его работы приобрел для своего музея известный американский коллекционер Альберт Барнс. Персональной выставкой Паскина открывается галерея Пьера Лоэба. Он регулярно выставляется вместе с Браком, Леже, Дереном, Миро, Сутином, Утрилло и Пикассо. Люси начинает продавать его работы в галерею Бернхайм-Жён. Она много помогала ему в работе – подбирала помещения для мастерских, договаривалась с моделями, которые позировали Паскину. Люси хорошо понимала его и как художника, и как человека. Эта духовная близость особенно чувствуется в письмах Паскина к ней, он подробно описывает все события своей жизни, дает им оценку, характеризует людей, с которыми общается. Лучше других она понимала безуспешность попыток изменить его жизнь – ограничить беспорядочные связи с моделями, прекратить пьянство, наладить нормальные семейные отношения. Люси ограничивала его общение со своим сыном и приняла решение не иметь от него детей.

Блестящий рисовальщик и иллюстратор, Паскин очень ревностно относился к оценке своих живописных работ. Будучи в США, он даже предлагал известному американскому коллекционеру Джону Куину (John Quinn) выкупить обратно свои работы, которые были приобретены им по просьбе Паскина.

2 июня 1930 года открывалась большая персональная выставка Паскина в Нью-Йорке. Предварительные отзывы прессы были негативны и больно ранили художника. 31-го мая он присутствовал на своем вернисаже в парижской галерее Georges Petit. Несколько дней его никто не видел, прошел слух, что он уехал в Марсель. Чувствуя неладное, 5-го июня Люси решила вскрыть его квартиру. С ней были друг Паскина Моисей Кислинг, ее подруга Шарлотт Гардель и слесарь с инструментами.

tumblr la7a8gnmmB1qcl8ymo1 500 234x300 Паскин (Паскен) Жюль / Jules Pascin ★

Жюль Паскин

Находясь в состоянии депрессии, вызванной алкоголизмом и признаками начинающегося сифилиса, будучи нервным и болезненно восприимчивым человеком, Паскин решил свести счеты с жизнью. Безусловно, это не было минутная слабость, свой уход он готовил заранее. Друзья после его смерти пытались понять, что происходило в его последние дни. Оказалось, что он отдавал долги барменам в ресторанах и как будто подводил черту. Вспоминали, что он неоднократно говорил, что хочет, чтобы его смерть была необычной, забавной (rigolote). В предсмертной записке он написал, что своей смертью спасает Люси.

Смерть Паскина, «принца трех холмов» (Парнаса, Мартра и Венуса), «восточного принца» (в этот наряд он больше всего любил одеваться на костюмированных балах) потрясла весь Париж. Веселый, общительный человек, любящий жизнь во всех ее проявлениях, совершил обдуманное хладнокровное самоубийство. Он положил на пол подушки с кровати, поставил с двух сторон тазы с водой, перерезал себе левую кисть и написал кровью на двери клозета “Adieu Lucy”. Затем перерезал вены на правой кисти, опустил руки в тазы, но от холодной воды кровь свернулась. Тогда он покончил с собой португальским способом – повесившись на дверном крюке.

В день его похорон 7-го июня все галереи были закрыты. Траурная процессия растянулась на 5 километров от его дома на бульваре Клиши, 36 до кладбища Saint-Ouen. Проводить его вышли художники, музыканты, бармены, официанты, галеристы, модели. В 1931 году по желанию своих родных Паскин был перезахоронен на кладбище Монпарнаса. В 1931 году прошли посмертные выставки Паскина в Париже и Нью-Йорке.

Перед смертью Паскин написал завещание, в котором все свое имущество завешал Люси и Эрмине. Люси сняла студию, в которой начала продавать картины Паскина и Эрмины. Она поддерживала Эрмину материально, так же, как это делал и Паскин. Эрмина продолжала заниматься книжной графикой, в 1932 году была удостоена ордена Почетного легиона, в 1965 года получила главный приз на биеннале в Довиле за серию акварельных работ. Люси и Пер развелись в 1931 году, Пер вернулся в Норвегию, Ги остался с матерью в Париже. Впоследствии Люси открыла галерею Galerie Lucy Krogh, в которой проходили выставки современных французских художников до начала 1970-х годов.

В своем знаменитом романе “Праздник, который всегда с тобой” (1960), который был написан на основе дневниковых записей о жизни в Париже в 1920-х годах,  Эрнест Хемингуэй создал живой и выразительный портрет Паскина. Художник изображен таким, каким его знала парижская богема и завсегдатаи кафе.

 

 

Использованные источники:

Billy Klüver, Julie Martin. Kiki’s Paris: Artists and Lovers 1900-1930. Harry N.Abrams, Inc., New York, 1994

Yves Kobry, Elisheva Cohen. Pascin 1885-1930. Editions Hoёbeke, Paris, et Musée-Galerie de la Seita, 1995