6 м а я 2011

Друзья!

В материале «Историческая встреча через века» (15.04.2011 г.) мы пообещали Вам вернуться к теме Реймского собора. Дата очередной информации, посвященной этому уникальному архитектурному сооружению, выбрана не случайно.

Весь прошедший год недалеко от собора было размещено большое электронное табло, показывающее обратный отсчет времени до знаменательной даты. И сегодня этот день наступил! 6 мая «все прогрессивное человечество» (как минимум, Франция) отмечает 800-летие Реймского собора, колыбели французских королей! В соборе проводилось 25 коронаций, многие из которых были запечатлены на гравюрах и картинах.

Зодчие Реймского собора и их заказчики достигли своей цели – даже в наше богатое различными технологическими и иными возможностями время, впервые увидев это сооружение, можно остолбенеть в буквальном смысле! Он потрясает! Не верится, что подобное мог создать человек. Испытываешь необъяснимое чувство гордости за все человечество сразу, раз люди в то далекое время смогли создать подобную неземную красоту.

Как все дороги ведут в Рим, так и в Реймсе, ноги постоянно ведут тебя на площадь перед собором, хотя основная пешеходная и тусовочная зона находится в стороне. Первое впечатление, что видишь собор в первозданном виде, таким, каким его видели Жанна д’Арк (памятник ей находится тут же на площади перед собором), король Солнца и другие исторические личности и серьезные политические деятели своего времени. Часами можно разглядывать бесконечное количество скульптур фасада, создающих ажурный рисунок стен собора.


 

Совсем другими глазами смотришь на эти же скульптуры после посещения музея Palais du Tau, находящего в соседнем здании, где хранятся фрагменты фигур и орнаментов, снятых со здания для реставрационных работ. Оценить масштаб и размеры скульптур можно только стоя рядом с Голиафом, находящимся в музее. «Рост» исполина 5,4 м, скульптура датируется 1260 годом. После этого при разглядывании фигур на соборе дух захватывает еще больше, как будто открывается второе зрение – начинаешь замечать те детали, которых не видел ранее. Это как детская игра – трубка с цветными стеклышками, которые вдруг складываются в яркую мозаику. Появляется дополнительная резкость, взгляд фокусируется.

 

Продолжая тему живописи на стекле, хочу еще раз вернуться к тому, как гармонично могут сочетаться образцы высокого искусства разных эпох – витражи, выполненные Марком Шагалом в 1974 году, прекрасно вписываются в интерьеры величественного собора 13-го века. К счастью, многие западноевропейские художники  в середине 20-го века проявляли серьезный интерес к искусству и технике создания витража. Такие творческие личности, как Анри Матисс, Марк Шагал, Фернан Леже, Жорж Брак создавали витражи для строящихся зданий светского или религиозного назначения. Они оставили большое количество  прекрасных образцов соединения древней техники с современным искусством. Тем же Марком Шагалом были выполнены витражи для  синагоги госпиталя Еврейского университета в Иерусалиме, кафедрального собора St-Étienne в городе Metz, Франция, и Храма Всех Святых в Тьюдли, Англия.

Существуют достаточно противоречивые мнения специалистов  об  уместности  использования витражей, выполненных современными художниками в средневековых интерьерах, но достаточно оказаться внутри Реймского собора в солнечный день, и сомнения в гармоничном присутствии здесь витражей Шагала сразу исчезают. Напротив, собор как будто помолодел, его интерьер выглядит очень современно и актуально. Остается только пожелать этому шедевру архитектуры мирного неба и следующих (уже четырехзначных!) юбилеев!