laborde Лаборд Шарль / Chas Laborde ★Шарль Лаборд родился 8 августа 1886 года в Буэнос-Айресе. Он был младшим из пяти сыновей Адольфа-Сильвестра Лаборда-Пину, баско-беарнского миллионера, разбогатевшего на продаже алкоголя индейцам и предметов роскоши, привозимых из Франции, состоятельным аргентинцам. Семья возвратилась во Францию, когда Шарлю было 6 месяцев. В возрасте 2-х лет он лишился матери. Детство его прошло в семейном имении château d’Escout неподалеку от города Oloron-Sainte-Marie в Пиренеях. Братья учились в колледже на полу-пансионе, отец по делам часто находился в Париже, и маленький Шарль был предоставлен сам себе. Несмотря на одинокое детство, он был любимцем щедрого и великодушного отца. Первые навыки рисования Шарль получил от деревенского художника, а семейную поддержку он нашел в своем брате Жане-Феликсе. Шарль часто сопровождал отца в мастерские ремесленников и помогал ему при выборе предметов de luxe для продажи в Аргентину.

Учебу он начал в колледже Ролен в Париже, затем в лицее города По, где жил на полном пансионе после смерти отца в 1901 году. Шарль с детства хотел быть художником и выбирал для себя псевдоним: Ch. Laborde, Carlos Laborde,Carlos Edrobal, Carl Lab. Он стал носить бархатный костюм и большую шляпу. В 17 лет робкий, близорукий подросток в больших очках, был исключен из колледжа за курение и употребление алкоголя и отправился в Париж под опеку старшего брата Жана-Феликса, продолжившего дело отца. Шарль записался в престижную академию искусств Жюлиана, где его педагогами были Анри Ройер (Henri Royer) и Марсель Баше (Marcel Baschet). Одновременно он учился и в Школе изящных искусств у Вильяма Бугеро (William Bouguereau) и Люка-Оливье Мерсона (Luc-Olivier Merson), известного созданием купюр в 50 и 100 франков, который считал, что воспитывает «маленького Домье».

В Англии, куда он ежегодно ездил с 1905 по 1914 годы с семьей своего друга Купера, сокурсника по академии Жюлиана, он нашел не только свой псевдоним Chas (сокращенно от Charley), но и страну своей мечты. Странные особенности Лондона и его жителей нашли отражение в рисунках Хогарта (William Hogarth) и Роуландсона (Thomas Rowlandson), чей альбом «Микрокосм Лондона» (1808) послужил толчком к созданию альбома «Улицы и образы Лондона» (1928). Благодаря этим путешествиям Шарль проникся атмосферой Англии, ее сдержанным и лаконичным юмором.

В 1905 году было продано château d’Escout и Коммерческий фонд в Буэнос-Айресе. Вступив во владение наследством, Лаборд стал независимым и обосновался в ателье на Монмартре, в доме 11 бис по улице des Saules. Его соседями были де ля Бют, Френсис Карко и Пьер Мак Орлан, которые испытывали симпатию к молодому человеку, позитивно относившемуся к жизни и легко сходившемуся с людьми. Его друг Пьер Фальке ввел начинающего художника в лабиринт мира прессы. Лаборд выполняет заказы сатирических журналов «Смех» (Le Rire), который еще в 1900 году напечатал один из его рисунков, отправленных юношей по почте, и «Тарелка с маслом» ( L’Assiette au Berre). В 1912 годе он перешел в журнал «Улыбка» (Le Sourire) и присоединился к Гю Бофа (Gus Bofa).

В возрасте 21 года он выбрал французское гражданство. Когда же началась Первая Мировая война он без тени сомнения, вместе с Аполлинером, Деметриосом Галанисом, Уттером и Пьером Реверди , будучи весом 49 кг и ростом 162 см и несмотря на близорукость, записался добровольцем в армию. Война закончилась для него газовой атакой весной 1917 года. Выздоравливающий Шарль Лаборд вернулся в Париж с ощущением, что 3 года вычеркнуты из жизни. В этой бесславной авантюре он потерял двух братьев – Анри и любимого брата Жана-Феликса, удачу, здоровье и множество иллюзий. Погиб на фронте и его английский друг Купер.

В браке с Рене Феро 8 февраля 1915 года у Шарля родилась дочь Иоланда. На фронте Лаборд приобрел привычку пить. Рене не смогла с этим смириться, брак распался, и Шарль покинул апартаменты на улице des Saules.

laborde2 Лаборд Шарль / Chas Laborde ★Искусство книги родилось в траншеях, французы никогда столько не читали как во время Первой Мировой. Книги и журналы были посредственного качества, бумага – плохой, к тому же, ее не хватало. Появились маленькие издательские дома, которые печатали тексты молодых авторов с иллюстрациями молодых художников. К примеру, книги Блеза Сандрара (Blaise Cendrars) были украшены рисунками Моисея Кислинга, Анхеля Зарраги (Angel Zarraga) и Рауля Дюфи(Raoul Dufy).

По окончании войны Шарль продолжал работать в сатирических журналах. Работая в «Красном Смехе» (Le Rire Rouge) и в «Штыке» (La Baïonnette), он описывает специфический мир проституции. Девушки, также как и солдаты, занимаются своим ремеслом, которое они презирают и принимают его последствия с той же стойкостью. Шарль обличает лицемерие общества.

«Друг девушек», как его прозвал Карко, выступал свидетелем в их пользу, одалживал им денег и оплачивал их долги. Ведя такую жизнь, к 32-м годам он остался без средств. Карко убедил его издателей дать ему еще шанс и сам частично финансировал издание книги под названием «Друг девушек». Гю Бофа выставил работы Шарля на своем Салоне d’ Araignée, который он создал в 1920 году с целью поддержки художников-графиков, воевавших и выживших в Первой Мировой войне. Жан-Габриэль Даранье, Шарль Малексис и Пьер Мак Орлан, представлявшие новое поколение, создали издательский дом Вымпел (La Banderole) и открыли Лаборду двери в книжную иллюстрацию. В 1921 году он получил заказ на иллюстрации к роману «Тощий кот» Анатоля Франса, который только что получил Нобелевскую премию. Он выполнил их в технике гравюры на меди.

Анри Жонкере Шарль Лаборд и Пьер Мак Орлан Лаборд Шарль / Chas Laborde ★

Анри Жонкере, Шарль Лаборд и Пьер Мак Орлан

В 1924 году Шарль переезжает на 7-й этаж дома 121 по улице Caulaincourt. В отличие от своих бывших компаньонов по богемной жизни, он не хочет ничего из себя изображать, жить показной жизнью. Маленький чемодан, принадлежности для рисования, которые он может носить в кармане своего пиджака – и вот он уже отправляется в Лондон или Берлин, которые так любит, и делает зарисовки повседневной жизни горожан.

Три альбома: «Улицы и образы Парижа» (1926), «Улицы и образы Лондона» (1928), «Улицы и образы Берлина» (1930) – подтверждают совершенство его таланта. Анатомия трех столиц изображена со свойственной ему скрупулезностью. В графических листах, над которыми Шарль работал по возвращении в свою мастерскую, обобщены выражения лиц, силуэты, цветовая гамма с набросков, выполненных с натуры. Работы Лаборда показывают все аспекты жизни – красивое и уродливое, целомудренное и вульгарное, смешное и ужасающее.

В 1930 году покончил с собой Жюль Паскен, близкий друг Лаборда, с которым они много времени проводили вместе, делая наброски и занимаясь книжной иллюстрацией. Шарлю пришлось возвращаться к репортерской работе – он получил заказ на серию графических репортажей. Свободный от предрассудков, он отправляется в короткое путешествие в Москву. Нужно отметить, что в отличие от других альбомов серии «Улицы и образы», к московскому альбому текст написал сам Шарль Лаборд. Он видит, как «красные» благодушно относятся к своему государству и высокомерно гордятся своим будущим без всякой тени сомнения. Он едет в Мадрид в самый разгар франкистского путча, в своих записных книжках он описывает, как Испанию затягивает гражданская война и наполняет запах пороха.

Критик Шарль Кюнстлер писал, что художник видел все вокруг себя новыми глазами, глазами иностранца, свежим взглядом. Мы видим Шарля шагающим по улицам Нью-Йорка, на Тайм-Сквер, Кони Айленд. Альбом «Улицы и образы Нью-Йорка» был напечатан уже после его смерти.

По заданию Candide он направляется в нацистскую Германию. Шарль рисует шаржи на Гитлера и Муссолини, провозглашающих триумф смерти и войны.

Надо отметить, что все годы своей творческой деятельности Шарль Лаборд занимался и живописью, которая гораздо менее известна, чем его графика.

К сожалению, карьера Лаборда закончилась так же, как и началась – он отдавал свои рисунки в худшие журналы по 30 франков.

Будучи больным, в бедности, он пережил шок, услышав звуки победных маршей гитлеровских войск на улицах Парижа. 30 декабря 1941 года Шарль Лаборд скончался от болезни легкого, пораженного газом и кислотными испарениями во время Первой Мировой войны. Несколько друзей проводили его в последний путь на кладбище Пер-Лашез.

Через год после смерти Лаборда большая ретроспективная выставка была организована в Париже. В 1976 году в парижском музее Galliéra были показаны его рисунки и гравюры.

 

 

Использованные источники:

http://www.chaslaborde.com

http://marie-claude-laborde.com

Guy Laborde. Chas Laborde. Quatre Feuilles Euditeur – France, 1970

 

 

Работы

130 Лаборд Шарль / Chas Laborde ★

Шарль Лаборд

Иллюстрация к книге Пьера Мак Орлана «L’Inflation Sentimentale». 1925.

135 Лаборд Шарль / Chas Laborde ★

Шарль Лаборд

Иллюстрация к книге Пьера Мак Орлана «L’Inflation Sentimentale». 1925.

144 Лаборд Шарль / Chas Laborde ★

Шарль Лаборд

Иллюстрация к книге Пьера Мак Орлана «L’Inflation Sentimentale». 1925.

153 Лаборд Шарль / Chas Laborde ★

Шарль Лаборд

Иллюстрация к книге Пьера Мак Орлана «L’Inflation Sentimentale». 1925.

  • 130 290x290 Лаборд Шарль / Chas Laborde ★
  • 135 290x290 Лаборд Шарль / Chas Laborde ★
  • 144 290x290 Лаборд Шарль / Chas Laborde ★
  • 153 290x290 Лаборд Шарль / Chas Laborde ★