5207710134 f648539f40 o Кислинг Моисей / Moïse Kisling ★(1891 — 1953)

Живописец, график.

Родился в Кракове, Польша.

В 1907 г. поступил в Школу изящных искусств,

учился у Й. Панкевича.

В 1910 г. переехал в Париж.

С 1913 г. участвовал в выставках.

В 1914-1915 гг. в составе Иностранного Легиона

участвовал в Первой мировой войне.

В 1941-1945 гг. жил в Нью-Йорке.

Умер в Санари-сюр-Мер, Франция.

 

Подробная Биография

Моисей Кислинг родился 22 января 1891 года в Кракове, в Австро-Венгрии (нынешняя Польша), в еврейской семье.

Кислинг начал рисовать в раннем детстве, в 15 лет поступил в Академию изящных искусств в Кракове, где его педагогом был профессор Юзеф Панкевич. Панкевич был успешным польским художником, который много путешествовал по странам Европы, жил в Париже и испытал на себе влияние основных художественных течений того времени – импрессионизма, символизма, а впоследствии, кубизма и постимпрессинизма. Увидев в молодом художнике недюжинный талант, Панкевич без труда убедил Кислинга в том, что развить его можно только в наполненном атмосферой творчества Париже, который в то время был центром притяжения художников из разных стран.

С 1890-х годов художники, приезжающие в Париж, начали заселять общежитие на Монмартре, получившее название Bateau Lavoir, в котором сдавались маленькие ателье. (Бато-Лавуар) . Оно стало прибежищем фовистов и кубистов. С 1900-х годов здесь проживали Андре Дерен, Анри Матисс, Пабло Пикассо, Макс Жакоб, Хуан Грис, Кес ван Донген и другие художники.

kisling04 Кислинг Моисей / Moïse Kisling ★

Моисей Кислинг

В это же время растет поток художников-эмигрантов еврейского происхождения из Центральной и особенно Восточной Европы, которые стремились уйти от влияния древней культурной традиции, запрещавшей изображение человека. В 1904 году из Польши приезжают Леопольд Готтлиб и Евгений Зак, в 1905 году – из Германии болгарский художник Жюль Паскин, в 1906 году из Италии перебирается Амедео Модильяни, в 1911 году – из России Марк Шагал, из Литвы приехали и другие выходцы из Белоруссии – в том же 1911 году Михаил Кикоин и Пинхус Кремень, а в 1913 году – Хаим Сутин. В том же 1913 году в Париж приехал Цугухару Фуджита.

Вот в таком окружении оказался Моисей Кислинг, отправившийся в Париж в 1910 году с рекомендательным письмом Юзефа Панкевича к своему другу известному еврейскому писателю Шолому Ашу, которому удалось помочь юноше. Он сумел найти ему русского покровителя, который обеспечил молодому таланту финансовую поддержку сроком на 1 год. Ежемесячная стипендия составляла 150 франков.

Восточно-европеские художники-эмигранты начали заселять новое общежитие в бывшем павильоне вин Бордо со Всемирной выставки 1900 года, перенесенном на юго-западную окраину Парижа. Это здание, сконструированное Гюставом Эйфелем, было прозвано La Ruche («Ульем») за форму своих окон. Условия для жизни в обоих общежития были более чем суровыми, но, тем не менее, не было риска быть выселенным за неуплату, и была гарантирована тарелка супа бесплатно в «столовой» художницы Марии Васильевой. А главное, художники много общались, устраивали совместные выставки, обсуждали особенности нового художественного языка. Творческий поиск продолжался в направлениях, открытых Полем Гогеном, Винсентом Ван Гогом, Полем Сезанном, Анри Матиссом, Пабло Пикассо.

Известным художественным центром за пределами Парижа был город Сере (Céret) в Пиренеях, в котором в 1905 году работали Анри Матисс и Андре Дерен, и где в результате зародился фовизм. Матисс периодически продолжал здесь работать в 1906-1914 годах и приглашал своих друзей. В течение 30-ти лет в этот город приезжали работать многие художники и скульпторы, создавшие здесь выдающиеся произведения. В 1950 году в городе был открыт прекрасный музей современного искусства. Хаим Сутин запечатлел городской пейзаж в гениальной работе «Вид на Сере, старый город», 1919, экспонируемой в музее.

Летом 1911 года Пикассо вместе с Браком отправился в Сере работать над основными аналитическими трудами по теории кубизма. Он арендовал первый этаж большого особняка с парком и пригласил своих друзей приехать поработать в просторной мастерской. В «мекку кубизма», по словам Андре Сальмона, приехали Хуан Грис, Огюст Эрбен и Макс Жакоб. Отправился туда и юный Моисей Кислинг. Он провел там около года. Он много общался с другом Пикассо скульптором Маноло Хуго (Manolo Hugué), у которого был дом в Сере.

По возвращении Кислинг решил обосноваться на Монпарнасе. Он снял студию на улице Joseph Bara, 3, в которой и прожил 27 лет. Недалеко от него жили Жюль Паскин и Амедео Модильяни, который переселился из Бато-Лавуар. На Монпарнасе не было такого общежития как Улей или Бато-Лавуар, художники снимали ателье в разных домах и на разных улицах, поэтому вся художественная жизнь кипела в кафе и на бульварах.

kisling03 Кислинг Моисей / Moïse Kisling ★

Кислинг с гордостью демонстрирует раны после дуэли.

Кислинг, по словам современника, был «осью, вокруг которой крутилось все на Монмартре». Его артистизм проявлялся во всем. Широко известна дуэль Кислинга с его товарищем польским художником Готтлибом, состоявшаяся 12 июня 1914 года, в которой, разумеется, решался вопрос чести. Секундантом Готтлиба был мексиканский художник Диего Ривера. Дуэль происходила на окраине города при большом скоплении народа, не исключая и репортеров. Дуэль прекратилась только после первой крови, оба дуэлянта получили легкие ранения. Снимки и репортажи о дуэли были напечатаны во многих газетах и журналах.

С началом Первой мировой войны все изменилось. Художников-французов мобилизовали в армию, эмигранты добровольцами уходили на фронт, уезжали домой или отправлялись в нейтральные страны. Те, кто остался в Париже, перебрались с Монмартра на Монпарнас.

Моисей Кислинг записался в Иностранный легион и добровольцем отправился на фронт. 11 мая 1915 года в битве при Сомме он был тяжело ранен. За проявленное в боях мужество Моисей Кислинг получил французское гражданство. На этом война для него закончилась.

В середине войны художественная жизнь была на удивление активной. Модильяни не взяли на фронт по состоянию здоровья, Пикассо оставался на Монпарнасе, Фуджита, уехавший в Англию, а затем в Испанию, вместе с другими художниками-эмигрантами вернулся в Париж. Все они принимали участие, так же как и Сутин, в работах на трудовом фронте. Выставки организовывались в кафе, модных магазинах, мастерских. В ноябре 1916 года удалось организовать выставку французских художников в Осло – 94 картины решено было отправить на маленьком корабле из Руана. Кислинг активно участвовал в этих выставках.

Весной 1916 года Кислинг познакомился с Рене Грос (Renée Gros), студенткой Академии искусств Рансона. 12 августа 1917 года состоялась их свадьба, которую в течение трех дней отмечал весь Монпарнас, переходя из кафе в публичные дома, оттуда в мастерскую Кислинга, где веселая компания отплясывала под модный тогда патефон.

kisling09 Кислинг Моисей / Moïse Kisling ★

Рене, Габи Леспинас и Кислинг в Сан-Тропе, 1917.

В послевоенные годы не только активно организовывались выставки, но оживился и художественный рынок. В ноябре 1919 года с большим успехом прошла выставка Кислинга в галерее Дрюэ. В 1923 году в Париж приехал известный американский коллекционер Альберт Барнс, который высоко оценил самобытность художников Монпарнаса, особенно сильное впечатление на него произвели работы Сутина. Он увез с собой большое количество картин, в том числе, и Кислинга, а художники получили признание крупнейшего коллекционера французской живописи, создавшего музей при образовательном фонде Барнса.

Кислинг становится известным, хорошо продаваемым художником. Он всегда много работал. В отличие от других художников, его рабочий день был жестко регламентирован – начинался в 9 утра, когда приходили позировать модели, прерывался на обед, который совместно с друзьями проходил в Ротонде, Доме или Куполе, затем снова работе, вечером снова встречи с друзьями, теперь во время ужина. Для нескольких картин ему позировала известная модель Кики, которая с трудом соблюдала строгий распорядок дня Кислинга. Для нее всегда делалось исключение – ведь их связывали скорее дружеские, чем деловые отношения.

kisling07 Кислинг Моисей / Moïse Kisling ★

Кислинг сидит на тротуаре перед Ротондой, после трехдневного празднования своей свадьбы.

Вообще говоря, Кислинга любили друзья, он умел дружить и помогать в трудную минуту. Кислинг был очень дружен с Модильяни, и так случилось, что именно ему пришлось заниматься организацией похорон Амедео, умершего 24 января 1920 года в результате воспаления легких. С помощью Конрада Мориканда он снял посмертную маску Моди. Когда же исчез Паскин, и его любовница Люси Крог (Lucy Krogh) решила взломать дверь его студии, с ней была ее подруга Шарлотт Гардель, слесарь и, можно не сомневаться, Кислинг, который и вынимал своего друга из петли. Это произошло 5 июня 1930 года.

В послевоенные годы было модно проводить костюмированные балы. Цель их была благотворительная, полученные за вход средства (15 франков с человека) передавались нуждающимся художникам. Кислинг часто помогал организаторам, бывал даже барменом бала, заявленным в афише. Когда он стал более обеспеченным, он устраивал по средам обеды в своей мастерской, куда приглашал художников, писателей, актеров, музыкантов, политиков, юристов.

Когда началась Вторая мировая война, Кислинг снова идет добровольцем на фронт. Франция противостояла гитлеровской Германии в течение 6 недель, и после капитуляции Франции польский еврей Кислинг с семьей вынужден был покинуть свою вторую родину. Он отправился в США. В Нью-Йорке и Вашингтоне успешно прошли его выставки. Он работает как портретист, получает много заказов. Кислинг обосновался и до 1946 года прожил в Калифорнии.

kisling Кислинг Моисей / Moïse Kisling ★После окончания войны Кислинг возвращается во Францию, в городок Санари-сюр-Мер в Провансе, в который он впервые приехал еще в 1913 году. С этого времени он постоянно приезжал сюда работать. В 1920-е годы в Санари-сюр-Мер регулярно бывала Рене с сыновьями Ги и Жаном, а в 1932 году Моисей и Рене построили тут прекрасный дом “La Baie” с мастерской с видом на Бандольский залив. Дизайном этого дома занималась Рене, и он действительно стал родным домом для их семьи.

Здесь Моисей Кислинг скончался 29 апреля 1953 года. Его именем названа улица, где он жил. В этом доме продолжает жить старший из сыновей – Ги. Младший, Жан, проживает в Париже. Он посвятил свою жизнь изучению творчества отца – издал каталог резонэ и написал биографию Моисея Кислинга.

Самое большое собрание картин Кислинга находится в Женеве, в музее Малого дворца (Musée du Petit Palais).

 

 

Работы

119 Кислинг Моисей / Moïse Kisling ★

Моисей Кислинг / Moïse Kisling

Портрет мужчины. 1916. Бумага, ксилография. 454х297 (318х225). Справа внизу подпись и дата, слева внизу сигнатура 45/50

213 Кислинг Моисей / Moïse Kisling ★

Моисей Кислинг / Moïse Kisling

Пейзаж с женщиной, несущей кувшин. 1916. Бумага, ксилография. 454х298 (405х190). Справа внизу подпись и дата, слева внизу сигнатура 46/50

  • 119 290x290 Кислинг Моисей / Moïse Kisling ★
  • 213 290x290 Кислинг Моисей / Moïse Kisling ★