(1898 – 1976)

График, иллюстратор, карикатурист, плакатист.

Родился в Елизаветграде Херсонской губернии, Украина.

В 1921-1924 гг. учился на рабфаке при ВХУТЕМАСе в Москве.

В 1924-1930 гг. учился на графическом факультете ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа у П. Павлинова, Н. Купреянова, В. Фаворского, Д. Моора.

Был членом АХРР.

Действительный член АХ СССР (1973).

Народный художник СССР (1973).

Умер в Москве.

 

Подробная Биография

Судьба была благосклонна к Аминадаву Каневскому. Он прожил долгую жизнь, его творчество было в полной мере востребовано. Он получил почти все возможные для советского времени награды и звания, стал академиком. Тиражи книг с его иллюстрациями исчислялись миллионами, несколько поколений советских людей искали его рисунки, открывая журнал “Крокодил”. Аминадав Моисеевич по праву считается одним из крупнейших мастеров отечественной сатирической графики. 0 его известности можно судить даже по такому почти анекдотическому факту: в 1960 годы некий аферист однофамилец художника, пользуясь этим совпадением, получал заказы в издательствах, выдавая себя за того самого Каневского. История детства и отрочества Каневского могла бы стать сценарием кинофильма, про мальчишку, родившегося в уездном украинском городке в бедной многодетной семье. Учеба в гимназии бьша роскошью, с 12 лет пришлось подрабатывать, сперва помощником фотографа, потом мальчиком на побегушках, подсобником на заводе в Екатеринославле, у кустаря-игрушечника – выпиливая и раскрашивая фанерных зверей и птиц.

Каневский успел повоевать еще в Первую мировую: в январе 1917 года был призван на воинскую службу, летом того же года вернулся. А в 1920-ом ушел добровольцем в Красную Армию. И всегда и везде рисовал. Сохранился альбом его рисунков 1917 года, где в наивных набросках Каневский уже обнаруживает свою острую наблюдательность. С самых первых опытов легко заметить его дар – подметить и в лаконичном рисунке воспроизвести достоверную пластическую характерность человека, зверя, предмета, пейзажа. Когда зритель невольно воскликнет: “Всего одна линия, да ведь как точно!” Этот талант оценили в воинской части, где служил Каневский, и откуда в 1921 году он был командирован в Москву, во ВХУТЕМАС.
В 1920-е годы ВХУТЕМАС был уникальным учебным заведением, где опыт русского беспредметного искусства перерабатывался для нужд промышленности и агитационного искусства. Не будет преувеличением сказать, что теоретические и практические достижения преподавателей ВХУТЕМАСа, направленные на постижение универсальных законов художественной формы, внесли весомый вклад в становление мирового дизайна 20 века. Конструктивист, мастер фотомонтажа Алексанрд Родценко был деканом первого, начально-подготовительного отделения, где студентам предлагалось знакомиться с такими дисциплинами, как пространство, цвет, форма. На это отделение и поступил 22-летний красноармеец Каневский. Его опыт и система вкусов, сам характер дарования затрудняли восприятие формальных дисциплин. Художник впоследствии с иронией вспоминал о занятиях, на коорых студентам предлагалось превратить натюрморт в абстрактную композицию. Каневский проявлял себя в карикатурах, высмеивающих профессоров-беспредметников, но при этом учился хорошо, и в 1924 году поступил на один из 8-ми основных факультетов ВХУТЕМАСа – графический, где деканом был Владимир Фаворский, преподавали Николай Купреянов и Павел Павлинов. Особое внимание на факультете уделялось техникам гравюры, ксилографии, линогравюре. Студент Каневский предпочитал свободный рисунок, и потому не удивительно, что наиболее близкие отношения сложились у Каневского с Дмитрием Стахиевичем Моором. Автор легендарных плакатов “Помоги” и “Ты записался добровольцем?” с 1922 года активно работал как педагог, и Каневский станет одним из его любимых учеников, под его руководством выполнит дипломную работу и по его рекомендациям станет работать в журналах…

Именно в этот, ВХУТЕМАСовский период жизни Каневским были сделаны серии зарисовок: натурщики в студии (“Старик-натурщик”, “Натурщица с тяжелым взглядом”, “Натурщица в сарафане”, 1920-е), товарищи по учебе, по общежитию (“В общежитии ВХУТЕМАСа”, “Играют в карты в общежитии ВХУТЕМАСа”, 1920-е и др.) Это портреты соучеников-художников, в том числе Георгия Нисского, который в ту пору учился на живописном факультете в А.Древина и Р.Фалька, а потом в течение долгих лет был соседом Каневского по дому художника на Масловке. Эти рисунки, созданные в пору становления мастера, обладают особым обаянием. Подкупает то жизнелюбие, та смесь оптимизма, озорства и увлечения, с которыми молодой художник смотрит на натуру. Каневский пробует разные материалы – это и уголь, и сангина, и тушь, и чернила, и акварель. Становится очевидно, что уроки формальных дисциплин были усвоены в нужной мере. Они видны в том, как располагается на листе фигура, как белый фон бумаги становится насыщенным воздухом пространством, как прочитывается конструкция в скупых и точных линиях рисунка, как складываются убедительные и энергичные образы.

Рисунки 1920-х годов являют творческий этап, на котором происходит освоение пространства листа, оттачиваются изобразительные приемы, оформляется индивидуальный стиль художника, который потом будет так хорошо узнаваем.
Каневский с достоверной точностью сумел запечатлеть и характер своего времени. Более поздние зарисовки (“Ремонт электросетей”, 1934 г., “Московский троллейбус”, 1934 г., “Девочка с собакой”, 1930-е гг.) могут поспорить с документальными фоторафиями московской жизни первой половины 1930-х годов.

Внимательное и увлеченное изучение натуры раскрыло еще одну сторону дарования художника: это умение разыграть забавный сюжет, суть которого заключена в самой пластике рисунка. “Петушиная идиллия” (1932) представляет население курятника как модель человеческого общества. Неистощимое множество характерных типажей, смешных деталей, избыточная изобразительная информация ошеломляют. Пристальное и живое внимание позволяло Каневскому сканировать те почти неуловимые, но чрезвычайно важные движения, которые выявляют психологические мотивы. То же живое внимание, однако, не позволяло раз и навсегда разделить всех персонажей на положительных и отрицательных, на черных и белых – оно заставляло видетьсимпатичное в негодяях и забавное в героях. Привычка точно изображать то, что подмечает его острый глаз, давала художнику возможность создавать яркое и полнокровное искусство, не скатываясь ни до уровня политической агитки, ни до сентиментального бытописания.

Возможно, благодаря этому качеству Каневский и не стал официальным художником. Своими точными, наполненными добротой и неистребимым жизнелюбием рисунками Каневский снискал любовь огромного количества зрителей, так что его звание народный художник вполне соответствует действительности.

 

Источники:

Аминадав Моисеевич Каневский. Москва, Фонд “Modern Art Consulting”, 2006. Вступительная статья Анны Чудецкой.

 

 

 

Работы

127 Каневский Аминадав Моисеевич ★

Каневский Аминадав Моисеевич

Граждане отдыхают. Б., кар., тушь, перо, кисть, 26,8 х 36,4, 1920-е гг.

216 Каневский Аминадав Моисеевич ★

Каневский Аминадав Моисеевич

Петушиная идиллия. Б., тушь, перо, акв., 64,5 х 64, 1932 г.

314 Каневский Аминадав Моисеевич ★

Каневский Аминадав Моисеевич

В общежитии ВХУТЕМАСа. Б., тушь, перо, 29 х 41,5, 1920-е гг.

414 Каневский Аминадав Моисеевич ★

Каневский Аминадав Моисеевич

Играют в карты в общежитии ВХУТЕМАСа. Б., тушь, перо, 31,8 х 46, 1920-е гг.

513 Каневский Аминадав Моисеевич ★

Каневский Аминадав Моисеевич

Ремонт электросетей. Б., тушь, перо, 40,1 х 26,9, 1934 г.

69 Каневский Аминадав Моисеевич ★

Каневский Аминадав Моисеевич

Московский троллейбус. Б., тушь, перо, 43,4 х 31,8, 1934 г.

78 Каневский Аминадав Моисеевич ★

Каневский Аминадав Моисеевич

Кукрыниксы. Б., тушь, перо, 47,6 х 60, 1930-е гг.

88 Каневский Аминадав Моисеевич ★

Каневский Аминадав Моисеевич

Девочка с собакой. Б., тушь, перо, 22 х 31,8, 1930-е гг.

98 Каневский Аминадав Моисеевич ★

Каневский Аминадав Моисеевич

Типаж. Б., тушь, кисть, 35,3 х 27,6, 1930-е гг.

107 Каневский Аминадав Моисеевич ★

Каневский Аминадав Моисеевич

С корзиной. Б., цв. чернила, перо, 52,3 х 36,7, 1930-е гг.

1111 Каневский Аминадав Моисеевич ★

Каневский Аминадав Моисеевич

Гражданин. Б., цв. чернила, перо, 51,9 х 36,8, 1930-е гг.

128 Каневский Аминадав Моисеевич ★

Каневский Аминадав Моисеевич

Нянька. Рисунок для журнала. Б., акв., тушь, перо, 35,8 х 27,1, 1930-е гг.

135 Каневский Аминадав Моисеевич ★

Каневский Аминадав Моисеевич

Домработница. Б., уголь, 88 х 63,8, 1920-е гг.

144 Каневский Аминадав Моисеевич ★

Каневский Аминадав Моисеевич

Портрет Георгия Нисского. Б., уголь, 88 х 64, 1920-е гг.

154 Каневский Аминадав Моисеевич ★

Каневский Аминадав Моисеевич

Художница Ада Наумовна Варнавицкая. Б., уголь, 88,2 х 63,8, 1920-е гг.

164 Каневский Аминадав Моисеевич ★

Каневский Аминадав Моисеевич

Старик-натурщик. Б.. уголь, 88 х 63.8,1920-е гг.

174 Каневский Аминадав Моисеевич ★

Каневский Аминадав Моисеевич

Натурщица в сарафане. Б., уголь, 87.8 х 63.7, 1920-е гг.

184 Каневский Аминадав Моисеевич ★

Каневский Аминадав Моисеевич

Молодой художник. Б., уголь, сангина, 87,5 х 63,8, 1920-е гг.

194 Каневский Аминадав Моисеевич ★

Каневский Аминадав Моисеевич

Художник А. Комаров. Б., уголь, 88 х 63,8, 1920-е гг.

203 Каневский Аминадав Моисеевич ★

Каневский Аминадав Моисеевич

Две девочки. Б., уголь, 66 х 90,6, 1920-е гг.

217 Каневский Аминадав Моисеевич ★

Каневский Аминадав Моисеевич

Подросток с Масловки. Б.. уголь, 86.2 х 61.2, 1920-е гг.

224 Каневский Аминадав Моисеевич ★

Каневский Аминадав Моисеевич

Старик на стуле. Б.. уголь, 95 х 66.2, 1920-е гг.

234 Каневский Аминадав Моисеевич ★

Каневский Аминадав Моисеевич

Натурщица с тяжелым взглядом. Б.. уголь, 87.8 х 64,1920-е гг.

244 Каневский Аминадав Моисеевич ★

Каневский Аминадав Моисеевич

Старик с теннисной ракеткой. Б.. уголь, 87.6 х 63.4, 1920-е гг.

253 Каневский Аминадав Моисеевич ★

Каневский Аминадав Моисеевич

Художник Ювеналий Коровин. Б., уголь, 83,4 х 59,2, 1920-е гг.

263 Каневский Аминадав Моисеевич ★

Каневский Аминадав Моисеевич

Художник А. Комаров. Б., уголь, 87.5 х 63.8, 1920-е гг.

273 Каневский Аминадав Моисеевич ★

Каневский Аминадав Моисеевич

Портрет неизвестного в кресле. Б., уголь, 88 х 64, 1920-е гг.

283 Каневский Аминадав Моисеевич ★

Каневский Аминадав Моисеевич

Девушка у стола. Б., кар., акв., 69,2 х 49,6, 1930-е гг.

293 Каневский Аминадав Моисеевич ★

Каневский Аминадав Моисеевич

Мать. Б., кар., акв., 71,5 х 51,8, 1930-е гг.

302 Каневский Аминадав Моисеевич ★

Каневский Аминадав Моисеевич

Рыжая. Б., кар,. акв., 72,3 х 53,4, 1930-е гг.

315 Каневский Аминадав Моисеевич ★

Каневский Аминадав Моисеевич

За чтением. Б., кар., акв., 66,8 х 49,6, 1930-е гг.

323 Каневский Аминадав Моисеевич ★

Каневский Аминадав Моисеевич

За столом. Б., кар., акв., 87,2 х 61,5, 1930-е гг.

333 Каневский Аминадав Моисеевич ★

Каневский Аминадав Моисеевич

Молодой папаша. Б., кар., акв., 65,2 х 65,1, 1930-е гг.

343 Каневский Аминадав Моисеевич ★

Каневский Аминадав Моисеевич

Повозка под деревом. Б., акв., 26,5 х 35,5, 1920-е гг.

353 Каневский Аминадав Моисеевич ★

Каневский Аминадав Моисеевич

На завалинке. Б., акв., 65,3 х 65, 1928 г.

363 Каневский Аминадав Моисеевич ★

Каневский Аминадав Моисеевич

На занятиях ВХУТЕМАСа. Б., акв., 33,8 х 26,2, 1920-е гг.

372 Каневский Аминадав Моисеевич ★

Каневский Аминадав Моисеевич

Портрет неизвестного. Б., акв., 53,8 х 36,1, 1930-е гг.

382 Каневский Аминадав Моисеевич ★

Каневский Аминадав Моисеевич

Художник А. Комаров по кличке «Могэс». Б., акв., 40 х 29,8, 1930-е гг.

392 Каневский Аминадав Моисеевич ★

Каневский Аминадав Моисеевич

Художник Федор Шурпин. Б., акв., 35,8 х 26,7, 1930-е гг.

402 Каневский Аминадав Моисеевич ★

Каневский Аминадав Моисеевич

Портрет неизвестного. Б., кар., акв., 31,8 х 22,8, 1930-е гг.

415 Каневский Аминадав Моисеевич ★

Каневский Аминадав Моисеевич

Нефтелавка. Б., акв., 26 х 34,8, 1920-е гг.

423 Каневский Аминадав Моисеевич ★

Каневский Аминадав Моисеевич

Типаж. Б., тушь, кисть, 22 х 17,4, 1930-е гг.

  • 127 290x290 Каневский Аминадав Моисеевич ★
  • 216 290x290 Каневский Аминадав Моисеевич ★
  • 314 290x290 Каневский Аминадав Моисеевич ★
  • 414 290x290 Каневский Аминадав Моисеевич ★
  • 513 290x290 Каневский Аминадав Моисеевич ★
  • 69 290x290 Каневский Аминадав Моисеевич ★
  • 78 290x290 Каневский Аминадав Моисеевич ★
  • 88 290x290 Каневский Аминадав Моисеевич ★
  • 98 290x290 Каневский Аминадав Моисеевич ★
  • 107 290x290 Каневский Аминадав Моисеевич ★
  • 1111 290x290 Каневский Аминадав Моисеевич ★
  • 128 290x290 Каневский Аминадав Моисеевич ★
  • 135 290x290 Каневский Аминадав Моисеевич ★
  • 144 290x290 Каневский Аминадав Моисеевич ★
  • 154 290x290 Каневский Аминадав Моисеевич ★
  • 164 290x290 Каневский Аминадав Моисеевич ★
  • 174 290x290 Каневский Аминадав Моисеевич ★
  • 184 290x290 Каневский Аминадав Моисеевич ★
  • 194 290x290 Каневский Аминадав Моисеевич ★
  • 203 290x290 Каневский Аминадав Моисеевич ★
  • 217 290x290 Каневский Аминадав Моисеевич ★
  • 224 290x290 Каневский Аминадав Моисеевич ★
  • 234 290x290 Каневский Аминадав Моисеевич ★
  • 244 290x290 Каневский Аминадав Моисеевич ★
  • 253 290x290 Каневский Аминадав Моисеевич ★
  • 263 290x290 Каневский Аминадав Моисеевич ★
  • 273 290x290 Каневский Аминадав Моисеевич ★
  • 283 290x290 Каневский Аминадав Моисеевич ★
  • 293 290x290 Каневский Аминадав Моисеевич ★
  • 302 290x290 Каневский Аминадав Моисеевич ★
  • 315 290x290 Каневский Аминадав Моисеевич ★
  • 323 290x290 Каневский Аминадав Моисеевич ★
  • 333 290x290 Каневский Аминадав Моисеевич ★
  • 343 290x290 Каневский Аминадав Моисеевич ★
  • 353 290x290 Каневский Аминадав Моисеевич ★
  • 363 290x290 Каневский Аминадав Моисеевич ★
  • 372 290x290 Каневский Аминадав Моисеевич ★
  • 382 290x290 Каневский Аминадав Моисеевич ★
  • 392 290x290 Каневский Аминадав Моисеевич ★
  • 402 290x290 Каневский Аминадав Моисеевич ★
  • 415 290x290 Каневский Аминадав Моисеевич ★
  • 423 290x290 Каневский Аминадав Моисеевич ★