(1927-2014)

Живописец, график.

Родился в Сухуми.

В 1936 г. вместе с семьей переехал в Москву.

В 1939-1945 гг. учился в МСХШ.

В 1945-1951 гг. учился в МГХИ.

С 1952 г. участвовал в выставках.

Член МОСХ (1958).

В 1961-1973 гг. работы художника не допускались до экспонирования.

В 1974-1989 гг. работал для Московского комбината графических искусств.

Умер в Москве.

 

Подробная Биография

Алексей Васильевич Каменский родился 30 июня 1927 года в г. Сухуми. Отцом его был знаменитый поэт-футурист Василий Васильевич Каменский, друживший с Маяковским, Бурлюком, Хлебниковым, мать – певица Августа Алексеевна Касторская, дочь известного композитора Алексея Васильевича Касторского.

Семья Касторских переехала из Пензенской губернии на Кавказ незадолго до рождения внука. Василий Каменский уговорил родителей Августы Алексеевны поселиться в этом благодатном краю. Они построили дом на горе Батарейной, утопающий в персиковых и абрикосовых садах, здесь и прошло детство художника, опекаемого заботами близких. Рисовать Алексей начал с 4 лет, стараясь запечатлеть на бумаге все, что видел вокруг – цветы, деревья, горы. Первые художественные советы Алеша получал от местного художника Конторева, бывавшего в доме Касторских. С раннего детства мальчику свойственны были внутренняя сосредоточенность и самоуглубленность, которые и отличают его на протяжении всей жизни.

Августа Алексеевна, будучи человеком целеустремленным и волевым, очень хотела дать Алеше хорошее образование и, когда сыну исполнилось восемь лет, решила переехать в Москву. Художественное образование Алексея началось с кружка изобразительных искусств при Доме пионеров, располагавшемся в переулке Стопани. В 1939 году двенадцатилетний Алеша Каменский поступил в Московскую среднюю художественную школу. Сразу после начала войны в 1941 году школа получила распоряжение об эвакуации в Башкирию. Преподаватели и ученики оказались в селе Воскресенском за горами Мугоджарами. Вместе с сыном в эвакуации была и Августа Алексеевна, которая стала преподавать музыку в местной школе. Весной 1943 года школа вернулась из эвакуации в Москву, а еще через два года – весной 1945 года, сразу после окончания войны, Алексей Каменский закончил школу. Тем же летом он поступил в художественный институт им. В.И.Сурикова. Увы, в стенах этого прославленного вуза молодого ищущего художника ждало разочарование. Занятия казались выхолощенными, скучными, лишенными пищи для ума и воображения. После войны с удвоенной силой начались репрессии в области культуры, вновь теперь искали не внешнего, а внутреннего врага. По стране прокатилась волна идеологических ужесточений. В культуре и искусстве искоренялось все, что по каким-либо признакам не вписывалось в рамки так называемого социалистического реализма. В обстановке серости и посредственности, которые наводнили мастерские и факультеты института, прошло шесть лет.

После смерти И.В. Сталина в 1953 году и разоблачения культа личности в 1956 году идеологическая обстановка в стране заметно потеплела, происходили серьезные изменения в культурной жизни. Железный занавес приподнялся, пропустив в СССР целый ряд интереснейших выставок. В Пушкинском музее была показана выставка «Французская живопись второй половины XIX века из фондов музеев СССР». Под скромным сухим академическим названием скрывались частично воссоединенные коллекции Щукина и Морозова. В 1957 году в Москве состоялся Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Москвичи впервые увидели произведения молодых художников Европы, Америки, Азии. Это было невероятно и революционно. Последовавшие национальные выставки США в 1959 году и Франции в 1961-м открыли совершенно новый мир искусства ХХ века. Наряду с непривычным, каким-то другим реализмом Эдуарда Хоппера, Рафаэля Сойера, Эндрю Уайеса, Джона Слоуна, Уолта Куна в Советском Союзе из первых рук и на примере первых имен узнали о таких явлениях, как абстракционизм, сюрреализм, экспрессионизм. Ошеломляющие произведения Джексона Поллока, Эршайла Горки, Уильяма Кунинга, Роберта Мозеруэлла, Марка Ротко, невероятные мобили Александра Колдера были предметом ожесточенных обсуждений и споров. У французов поражала «Эйфелева башня» Робера Делоне, взрывная абстракция Жоржа Матьё и поздний Пикассо.

Алексей Каменский впервые познакомился с творчеством художников Запада в 16 лет. Именно тогда он прочел письма Ван Гога, сборник высказываний выдающихся художников нового времени от Эдуарда Мане до Пикассо. Тогда же пришло понимание, что западные художники ушли вперед, их ничем не ограниченная творческая свобода дала возможность создать новое искусство. Он решил, что впредь будет идти только своим путем. Изучать стиль и методы современных западных мастеров уже не считалось зазорным. Алексей Каменский активно включился в поиски новых подходов к изображению. Он старался не пропустить ни одной выставки. Более того, у него выработалась своеобразная привычка – рассматривая и изучая работы других художников, делать копии-зарисовки с постепенным отказом от всего, казавшегося Каменскому, лишним в этих произведениях. Так появился цикл копий- штудий, оказавших серьезное влияние на формирование  творческого стиля самого Алексея Каменского.

Важной вехой в открытии и возрождении национальных культурных ценностей стала знаменитая выставка «30 лет МОСХа», открывшаяся в Манеже в 1962 году. И совершенно невероятной для «послеоттепельных» лет оказалась выставка Пикассо в 1966 году, организованная при непосредственном участии Ильи Эренбурга.

Художник Каменский был окончательно потерян для соцреализма, обратившись к творческому методу художников, практикующих отказ от предварительного замысла и планомерно построенной формы, предпочитающих спонтанную манеру письма и свободные импровизации на холсте. Несмотря на общее оздоровление обстановки в стране, все-таки удивительно, как Каменский с такими картинами был принят в 1958 году в Союз художников. Молодой художник стал полноценным и полноправным членом советского социума. У него появился хоть и скромный, но постоянный заработок, он стал преподавателем Заочного народного университета искусств (ЗНУИ). Эта служба давала также возможность увидеть страну в многочисленных поездках. МОСХ также доставлял радость своими замечательными творческими командировками. Каменскому удалось побывать в Грузии, Азербайджане, Молдавии, Эстонии, Латвии, Казахстане. В 1980 году он побывал в Ферапонтове с его фантастическими фресками Дионисия. Не отсюда ли потрясающе глубокая и небесная голубизна многих работ художниками? Были поездки и в Таджикистан, Узбекистан, Туркмению, Киргизию. Можно сказать, что Каменский прошел через среднеазиатское самоочищение, весьма характерное для русских художников, начиная с Верещагина, и, особенно, советских художников, ярким примером которого является Павел Кузнецов. Изменилась палитра, изменились мотивы, изменились приемы работы маслом. Уже после первой поездки образная система художника приобрела импрессионистический, прозрачный характер. От незыблемой материальности не осталось и следа.Теперь художник дематериализует конкретный мотив до полного растворения, превращая его в формулу, где важен ритм, с которым рука, держащая мелок, касется бумаги. Пропуски, свечение бумаги между двумя цветовыми пятнами, темные линии, ритм и пульсация цвета составляют ту живописную ткань, в которой без остатка растворяется тот фрагмент реальности, с которого и начинался этот поединок между художником и картиной.

Работая на Московском комбинате графических искусств в период 1974-1989 гг. Алексей Каменский занимался созданием иллюстраций к сказкам для детей. В основном это были картинки, выполненные темперой на оргалите. В то время советским учреждениям вменили в обязанность покупать произведения изобразительного искусства, разумеется, идеологически выдержанные. Детские сказки, прошедшие испытания несколькими эпохами, не вызывали подозрений. Это работа давала относительное финансовое благополучие, которое давало возможность продолжать заниматься творчеством. В этот период в стране воцарилось некоторое спокойствие, позднее названое «застоем».

Середина семидесятых годов отмечена некоторым ослаблением идеологического пресса. Художникам, занимавшимся неофициальным искусством, удавалось устраивать небольшие однодневные выставки и так называемые квартирные просмотры. Но все это проходило полулегально, по непонятным причинам на выставки принимались только пастельные работы Каменского. И все же художники, получив возможность показать свои работы, воспряли духом.

В конце 1980-х годов Алексей Каменский с огромным интересом начал делать иллюстрации к стихам. Увлеченный поэзией еще с раннего детства, он вновь и вновь перечитывал своих любимых авторов. Мысленно пропуская их через себя, он старался с помощью рисунка создать атмосферу, воспроизвести основную идею или какие-то детали того или иного произведения. Изо дня в день он неустанно рисовал, делая различные варианты к стихам Хлебникова, Маяковского, Каменского, Брюсова, Элюара, Бретона…

Верность самому себе, собственной натуре – это то принцип, который пронизывает и организует и творчество, и жизнь Алексея Каменского. Нежелание идти вопреки своему художественному чувству часто приводило к тому, что жизнь художника проходила не слишком гладко – были периоды, когда его десятилетиями не выставляли, не покупали, игнорировали. Понадобилось еще десять лет, чтобы искусство нонконформистов окончательно вышло из подполья. Только в конце восьмидесятых годов Каменский получил возможность участвовать в зарубежных выставках. Полотна художника приобрели коллекционеры из Германии, Франции, Норвегии, США, Швейцарии.

Работы А. В. Каменского находятся в собраниях крупнейших музеев России – Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, Государственной Третьяковской галереи в Москве, Тульском художественном музее, а также в Новоиерусалимском художественном музее (Новый Иерусалим) и галерее Нади Брыкиной (Цюрих, Швейцария), целого ряда крупнейших российских и зарубежных частных коллекциях.

 

 

Персональные выставки:

1998 – А. Каменский, М. Крунов, выставочный зал на Профсоюзной, Москва;

1998 – А. Каменский, В. Николаев, ЦДРИ, Москва;

2006 – галерея Нади Брыкиной,Цюрих,Швейцария;

2006 – Выставочный зал журнала «Наше наследие», Москва;

2007 – Муниципальная художественная галерея, Кострома;

2007 – Музей-квартира Андрея Белого, Москва;

2009 – галерея «На Солянке», Москва;

2009 – галерея «А3», Москва;

2011 – галерея «2.36», Москва.

 

Основные групповые выставки:

1988 – «Россия -Америка», Государственная Третьяковская галерея, Москва – Чикаго, США;

1989 – «Другое искусство», Государственная Третьяковская галерея, Москва;

1993 – Центральный Дом художника, Москва;

1995 – Центральный Дом художника, Москва;

1996 – «Пути. Абстракция на пороге нового века», галерея «Нагорная», Москва;

2001-2002 – «Абстракция в России. XX век», Государственный Русский музей, Санкт-Петербург;

2002 – галерея «Беляево», Москва;

2005 – галерея «Беляево», Москва;

2005-2006 – «Ревизия материала», Государственная Третьяковская галерея, Москва;

2007 – «Вместо предисловия. Часть первая», галерея «2.36», Москва;

2011 – «Неофициальная встреча», из коллекции Нади Брыкиной, Русский музей, Санкт-Петербург;

2011 – «Неофициальная встреча. Живопись и скульптура», галерея Нади Брыкиной, Москва.

2014 – “Цвет – форма – среда”, галерея Проун, Москва.

 

Источники:

Alexei Kamensky. Издатель – Надя Брыкина, 2003. M, N & O ART PUBLISHING CO. LTD.

М. Красилин. Скрытое искусство Алексея Каменского. «Наше наследие», № 87, 2008г.

 

 

 

Работы

129 Каменский Алексей Васильевич ★

Фигуры на Поварской

1984. Бумага, пастель. 37,9 х25,2

218 Каменский Алексей Васильевич ★

Птица в городе

1978. Бумага, пастель. 25,2 х 37,6

316 Каменский Алексей Васильевич ★

Пейзаж с собаками

1978. Бумага, пастель. 37,7 х 25

416 Каменский Алексей Васильевич ★

Голицыно

1974. Бумага, пастель. 29,5 х 21

514 Каменский Алексей Васильевич ★

Море в Ялте

1970. Бумага, пастель. 29,7 х 42,1

610 Каменский Алексей Васильевич ★

Море в Ялте

1970. Бумага, пастель. 29,7 х 42

79 Каменский Алексей Васильевич ★

Море в Ялте

1970. Бумага, пастель. 29,6 х 41,9

89 Каменский Алексей Васильевич ★

На канале

1984. Бумага, гуашь. 24,5 х31,4

99 Каменский Алексей Васильевич ★

На канале

1984. Бумага, гуашь. 24,5 х31,4

108 Каменский Алексей Васильевич ★

Лена Югина

1981. Бумага, пастель. 37,6 х25

1112 Каменский Алексей Васильевич ★

Лена Югина

1981. Бумага, пастель. 37,6 х25

1210 Каменский Алексей Васильевич ★

Натюрморт с чайниками

1958. Б., темпера. 83,8х59,8

136 Каменский Алексей Васильевич ★

Женский образ

1984. Б., тушь, кисть. 40,7х28,6

145 Каменский Алексей Васильевич ★

Девушка с сигаретой

1984. Б., тушь, кисть. 43,2х30,8

155 Каменский Алексей Васильевич ★

На арене

1960. Б., цв. кар. 28,8х40,7

165 Каменский Алексей Васильевич ★

Цирковой артист

1959. Б., цв. кар. 40,7х28,8

175 Каменский Алексей Васильевич ★

Портрет Владимира Вейсберга

1959. Б., кар. 29,4х21

185 Каменский Алексей Васильевич ★

Портрет Владимира Вейсберга

1959. Б., кар. 29,6х21

195 Каменский Алексей Васильевич ★

Женский образ

1959. Б., цв. кар. 29,6х21

204 Каменский Алексей Васильевич ★

Портрет незнакомки

1959. Б., кар. 29,5х21

219 Каменский Алексей Васильевич ★

Аквариум

1976. Б., акв. 29,6х35,7

225 Каменский Алексей Васильевич ★

На берегу

1982. Б., тушь, кисть. 29,4х39,6

235 Каменский Алексей Васильевич ★

Фигуры на берегу

1982. Б., тушь, кисть. 29,6х41,4

245 Каменский Алексей Васильевич ★

Городской пейзаж

1983. Б., тушь, кисть. 30,6х43,9

254 Каменский Алексей Васильевич ★

Мостики и две фигуры

1983. Б., тушь, кисть. 31х44,1

264 Каменский Алексей Васильевич ★

Прогулка

1969. Б., тушь, кисть. 36,7х51

274 Каменский Алексей Васильевич ★

На пляже

1969. Б., карандаш, тушь, кисть. 51,2х36,7

284 Каменский Алексей Васильевич ★

Пейзаж

1986. Б., тушь, кисть. 30,3х20,2

294 Каменский Алексей Васильевич ★

Марта

1984. Б., тушь, кисть. 28,5х20

303 Каменский Алексей Васильевич ★

В парке

1979. Б., пастель. 30х23,5

317 Каменский Алексей Васильевич ★

Цирк

1968. Б., пастель. 24,5х28,5

324 Каменский Алексей Васильевич ★

Портрет

1978. Б., пастель. 33,9х24,7

334 Каменский Алексей Васильевич ★

Мать с ребенком

1975. Б., пастель. 29,3х20,8

344 Каменский Алексей Васильевич ★

В электричке

1976. Б., пастель. 37х24,5

354 Каменский Алексей Васильевич ★

Мост на Яузе

1983. Б., пастель. 29,5х41,5

364 Каменский Алексей Васильевич ★

Мостик в парке

1983. Б., пастель. 24,5х31,5

373 Каменский Алексей Васильевич ★

Фигуры в парке

1979. Б., пастель. 20,5х28,5

383 Каменский Алексей Васильевич ★

Абстракция

1969. Б., пастель. 30,1х42

393 Каменский Алексей Васильевич ★

Абстракция

1969. Б., пастель. 30,1х42

403 Каменский Алексей Васильевич ★

Абстракция

1970. Б., пастель. 23,1х31,6

417 Каменский Алексей Васильевич ★

Цирковые лошади

1965. Б., пастель. 18,8х23,5

424 Каменский Алексей Васильевич ★

Абстракция

1970. Б., пастель. 19,8х28

433 Каменский Алексей Васильевич ★

Знаки Зодиака. Водолей

1993. Б., пастель. 29,7 х 20,5

443 Каменский Алексей Васильевич ★

Знаки Зодиака. Водолей

1993. Б., пастель. 29,8 х 21,2

453 Каменский Алексей Васильевич ★

Знаки Зодиака. Весы

1993. Б., пастель. 29,5 х 20,3

463 Каменский Алексей Васильевич ★

Знаки Зодиака. Весы

1993. Б., пастель. 29,4 х 20,9

472 Каменский Алексей Васильевич ★

Знаки Зодиака. Весы

1993. Б., пастель. 29,4 х 20,7

482 Каменский Алексей Васильевич ★

Знаки Зодиака. Весы

1993. Б., пастель. 29,4 х 20,7

491 Каменский Алексей Васильевич ★

Аквариум

1969. Б., пастель. 30х36,2

501 Каменский Алексей Васильевич ★

Гимнасты и жонглеры

1965. Б., пастель. 35,4 х 47,8

  • 129 290x290 Каменский Алексей Васильевич ★
  • 218 290x290 Каменский Алексей Васильевич ★
  • 316 290x290 Каменский Алексей Васильевич ★
  • 416 290x290 Каменский Алексей Васильевич ★
  • 514 290x290 Каменский Алексей Васильевич ★
  • 610 290x290 Каменский Алексей Васильевич ★
  • 79 290x290 Каменский Алексей Васильевич ★
  • 89 290x290 Каменский Алексей Васильевич ★
  • 99 290x290 Каменский Алексей Васильевич ★
  • 108 290x290 Каменский Алексей Васильевич ★
  • 1112 290x290 Каменский Алексей Васильевич ★
  • 1210 290x290 Каменский Алексей Васильевич ★
  • 136 290x290 Каменский Алексей Васильевич ★
  • 145 290x290 Каменский Алексей Васильевич ★
  • 155 290x290 Каменский Алексей Васильевич ★
  • 165 290x290 Каменский Алексей Васильевич ★
  • 175 290x290 Каменский Алексей Васильевич ★
  • 185 290x290 Каменский Алексей Васильевич ★
  • 195 290x290 Каменский Алексей Васильевич ★
  • 204 290x290 Каменский Алексей Васильевич ★
  • 219 290x290 Каменский Алексей Васильевич ★
  • 225 290x290 Каменский Алексей Васильевич ★
  • 235 290x290 Каменский Алексей Васильевич ★
  • 245 290x290 Каменский Алексей Васильевич ★
  • 254 290x290 Каменский Алексей Васильевич ★
  • 264 290x290 Каменский Алексей Васильевич ★
  • 274 290x290 Каменский Алексей Васильевич ★
  • 284 290x290 Каменский Алексей Васильевич ★
  • 294 290x290 Каменский Алексей Васильевич ★
  • 303 290x290 Каменский Алексей Васильевич ★
  • 317 290x290 Каменский Алексей Васильевич ★
  • 324 290x290 Каменский Алексей Васильевич ★
  • 334 290x290 Каменский Алексей Васильевич ★
  • 344 290x290 Каменский Алексей Васильевич ★
  • 354 290x290 Каменский Алексей Васильевич ★
  • 364 290x290 Каменский Алексей Васильевич ★
  • 373 290x290 Каменский Алексей Васильевич ★
  • 383 290x290 Каменский Алексей Васильевич ★
  • 393 290x290 Каменский Алексей Васильевич ★
  • 403 290x290 Каменский Алексей Васильевич ★
  • 417 290x290 Каменский Алексей Васильевич ★
  • 424 290x290 Каменский Алексей Васильевич ★
  • 433 290x290 Каменский Алексей Васильевич ★
  • 443 290x290 Каменский Алексей Васильевич ★
  • 453 290x290 Каменский Алексей Васильевич ★
  • 463 290x290 Каменский Алексей Васильевич ★
  • 472 290x290 Каменский Алексей Васильевич ★
  • 482 290x290 Каменский Алексей Васильевич ★
  • 491 290x290 Каменский Алексей Васильевич ★
  • 501 290x290 Каменский Алексей Васильевич ★