(1930-1992)

Живописец, график.

Родился в Подмосковье.

В 1950 г. окончил педагогическое отделение МХУ.

В 1952-1958 гг. учился в МГХИ.

С 1958 г. участвовал в выставках.

Член МОСХ.

Умер в Москве.

 

Подробная биография

 

сканирование0007 Максимов Александр Денисович ★

А.Максимов. 1987

Александр Денисович Максимов родился в 1930 году в Подмосковье.

Рисовать начал с детства. Первоначальное художественное образование получил в Московском областном художественном училище памяти 1905 года, окончив его в 1950 году. В 1952 году поступил в Московский государственный художественный институт имени В.И.Сурикова, где его педагогом был Михаил Черемных, ученик К. Коровина и С. Малютина.  М.М. Черемных был автором Антирелигиозной азбуки и первого из «Окон РОСТА», а также одним из создателей «Окон ТАСС» и журнала «Крокодил».
В институте, который он закончил в 1958 году, Александр Максимов специализировался на плакате.

В качестве художника-плакатиста Максимов проработал совсем недолго. В наследии художника сохранилось лишь небольшое количество выполненных в самом начале  хрущевской оттепели композиционных и колористических эскизов к плакатам, книжным иллюстрациям, открыткам.

 

Maximov 0019 Максимов Александр Денисович ★

Эскиз поздравительной открытки к 8 марта. 1958

 

Maximov 0001 Максимов Александр Денисович ★

Эскиз плаката. 1961

 

Maximov 0006 Максимов Александр Денисович ★

Maximov 0066 Максимов Александр Денисович ★

Maximov 0068 Максимов Александр Денисович ★

Maximov 0069 Максимов Александр Денисович ★

Maximov 0067 Максимов Александр Денисович ★

Эскизы плаката. 1961

 

XE4J7169 Максимов Александр Денисович ★

Эскиз плаката. 1959

 

Maximov 052 Максимов Александр Денисович ★

Эскиз плаката. 1963

 

В этих работах еще практически нет ничего «фирменного», «максимовского», кроме очевидной художественной грамотности  и твердой, уверенной руки молодого автора. В поздние годы художник лишь косвенно использовал полученные навыки плакатиста, разрабатывая эскизы пригласительных билетов и обложки каталогов выставок со своим участием. Однако идея соединения рисунка с текстом, органически связанным с изображением, видимо, зародилась уже тогда, а позднее нашла свое воплощение в  дальнейшем творчестве художника.

Рассчитывать на какие-то заработки молодому автору в то время особенно не приходилось, поэтому художники брались практически за любую возможность. На какое-то время Максимов погрузился в работу над темой про соревнования по водным видам спорта.

 

Maximov 0099 Максимов Александр Денисович ★

В жаркий полдень. 1964

 

Maximov 0103 Максимов Александр Денисович ★

Эскизы композиций на тему «На соревнованиях». 1964

 

Maximov 0104 Максимов Александр Денисович ★

Эскизы композиций на тему «На соревнованиях». 1964

Работа над этой темой, бесконечные поиски вариантов, цветовых решений, выразительности фигур, привели художника к совершенно неожиданным творческим находкам и появлению целого ряда графических произведений, чрезвычайно новаторских не только для советского искусства того времени. Позднее западные галеристы неоднократно отмечали, что Максимов опередил развитие европейского искусства лет на пятнадцать-двадцать.

 

XE4J7149 Максимов Александр Денисович ★

Мой друг – байдарочник. 1963

Maximov 020 Максимов Александр Денисович ★

Торс спереди. 1963

Maximov 0036 Максимов Александр Денисович ★

Этюд из четырех плоскостей. 1963

Maximov 0035 Максимов Александр Денисович ★

Мысли. 1963

 

Обращение Максимова в те годы к абстракции не являлось данью моде или желанием выглядеть передовым и современным. Для художника это был естественный процесс, процесс изучения натуры, окружающих предметов, людей и самого себя. Занимаясь абстракцией, он пробовал разнообразные технические приемы, искал выразительность линий и пятен, проверял композиционные решения, исследовал взаимосвязь и варианты соединения различных профессиональных приемов работы с плоскостью.

Пожалуй, наиболее ярко эти изыскания художника проявились в работе над альбомом «Спор об абстрактном искусстве» 1961 года, который был показан широкой публике московской галереей «Ковчег» в 2001 году в рамках Международной художественной ярмарки «Арт Москва». Отдельные листы общим числом около трехсот, посвященные быту, мыслям и переживаниям автора. Художник ест, моет руки, вытирает спину, едет в автобусе, рисует спящую рядом жену, ест кукурузу, сидит на табуретке или унитазе. За эту часть альбома, как правило, отвечают работы, выполненные реалистически. Абстракция же вступает в дело, когда речь заходит о музыке, эмоциях, переживаниях, духовных поисках  или еще о чем-то ассоциативным, нематериальном. Обращает на себя внимание то, что технические или пластические решения, найденные в абстрактных работах, тут же применялись автором в реалистических рисунках, и наоборот. Художник превращал это взаимопроникновение стилей в некий диалог самих работ. Эта серия наглядно демонстрирует возможность одновременного, мирного сосуществования разных стилистических течений. Более того, показывает широчайшие перспективы использования технических возможностей одного направления при решении творческих задач в другом.

Одно время Максимов, как и многие художники, подрабатывал в журнале «Мурзилка». Любопытно, что его иллюстрации публиковались на одном развороте с рисунками для детей другого художника – Ильи Кабакова. Однако точной информации, были ли художники знакомы лично, нет.

Возможно, этот опыт соединения слова и изображения в журнале, как и изучение русской иконописи с ее буквенным обозначением святых, стали дополнительными стимулами в поиске художником собственного «Я». Но, безусловно, решающую роль на появление «фирменного» стиля Александра Максимова оказало погружение художника в мир русского лубка. Для Максимова такое увлечение было вполне естественным. Как и для лубка, темой художника мог стать самый обыденный сюжет  –  он рисовал всегда и везде, фиксировал окружающую жизнь и ее детали. Для него представляли одинаковый интерес работа над большой композицией или изображение ее отдельного элемента.

Началось с перерисовки, точнее, вольного копирования лучших образцов старинного лубка. Освоившись и войдя во вкус, Максимов идет дальше. Вместе со своими друзьями-коллегами по Экспериментальной литографской мастерской на Верхней Масловке:  Леонидом Курзенковым, Николаем Воронковым и признанным мастером печатной графики Федором Семеновым-Амурским, он начинает делать изображения на современные темы, стилизованные под лубок.

 

XE4J6981 Максимов Александр Денисович ★

На дне рождения московского художника. 1978

 

XE4J7020 Максимов Александр Денисович ★

Поход в магазин за сметаной.1978

 

27 февраля 1973 года в Доме художника на Кузнецком мосту открылась групповая выставка, посвященная теме «аранжировки русского лубка», в которой принимал участие и Александр Максимов. К выставке был издан самодельный каталог под названием “Аранжировки русских народных лубочных картин”, в которой Максимов изложил основы своего видения мира через призму русского лубка.

В 1977 году состоялась групповая выставка в Русском музее в Ленинграде, а в 1984 году прошла групповая выставка “Аранжировка русского лубка” в Центральном Доме художника в Москве.

 

Maximov 0106 Максимов Александр Денисович ★

Эскиз пригласительного билета и каталога выставки. 1975

 

Тема лубка оказалась плодотворной, и художник продолжил включение текста в изображение, уже почти не оглядываясь на дореволюционную традицию.

 

DPP 0191 Максимов Александр Денисович ★

Это наколка на плече мужчины – эмблема десантных войск… 1977

 

сканирование0006 1024x489 Максимов Александр Денисович ★

Мухи на Тамбовской даче. 1978. Собрание галереи «Ковчег»

 

Максимова увлекло включение текста в изображение. Его необычный взгляд на окружающее нашел выражение в таких неожиданных сериях, как литографированная «Некоторые наколки на пляже в Малореченском в Крыму» (1976-1977) или рисованная «Тамбовская дача» (1990). Многообразие и масштаб творческого наследия Максимова удивляет. Одним из главных достоинств художника на протяжении всей творческой деятельности оставалась изобретательность, нестандартное художественное мышление. В начале 1990-х годов тогда еще выставочный зал Тимирязевского района Москвы, ставший впоследствии галереей «Ковчег», организовал выставку «Литография 1960-х годов», которая знакомила зрителя с творчеством художников Экспериментальной литографской мастерской на Верхней Масловке.  Там же в 1996 году в цикле «Незабытые имена» состоялась первая мемориальная выставка художника. Учитывая глубокий интерес кураторов  «Ковчега» к творчеству Александра Максимова, вдова художника Вера Ивановна Джигирь передала в галерею часть наследия и архива художника, другая значительная часть поступила в Люберецкий краеведческий музей.

 

110 Максимов Александр Денисович ★

 

Большое количество графических листов художника сотрудники «Ковчега», в свою очередь, передали в музеи Вологды, Твери, Иваново, Тулы, Ярославля, Томска, Нижнего Тагила, Новокузнецка, Красноармейска, Узловой.  Преимущественно печатными аранжировками русского лубка представлен Максимов и в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея, ГМИИ имени А.С.Пушкина, других российских музеев.

В 2005 году в Государственной Третьяковской галерее состоялась персональная ретроспективная выставка, включающая живопись и графику 1961 – 1991 годов, подготовленная музеем совместно с галереей «Ковчег». На выставке было представлено около 300 работ всех периодов творчества художника – от абстрактных композиций начала 60-х до фирменных литографий Максимова. Издан объемный каталог.

 

 

Работы

331 Максимов Александр Денисович ★

Александр Максимов

Сочетание цветов. 1970 Бумага, темпера, 78,5х54,5

321 Максимов Александр Денисович ★

Александр Максимов

Красное и зеленое. 1971 Бумага, темпера, 78,5х54,5

311 Максимов Александр Денисович ★

Александр Максимов

Разбег. 1971 Бумага, темпера, 78,5х54,5

30 Максимов Александр Денисович ★

Александр Максимов

Яркость формы. 1971 Бумага, темпера, 78,5х50

29 Максимов Александр Денисович ★

Александр Максимов

Движение виденного. 1966 Бумага, темпера, тушь, 1966

28 Максимов Александр Денисович ★

Александр Максимов

Круги и квадраты – это и есть жизнь. №1. 1965 Бумага, гуашь, 78,5х50,5

27 Максимов Александр Денисович ★

Александр Максимов

Круги и квадраты в квадрате. №3. 1965 Бумага, гуашь, 78,5х50

26 Максимов Александр Денисович ★

Александр Максимов

1Е.2Б. 1964 Бумага, гуашь, 78,6х49,9

25 Максимов Александр Денисович ★

Александр Максимов

К2. 1961 Бумага, карандаш, гуашь, 79х49,9

24 Максимов Александр Денисович ★

Александр Максимов

6Е. 1966 Бумага, гуашь, 78,8х49,9

231 Максимов Александр Денисович ★

Александр Максимов

Спокойное лето. 1962 Бумага, гуашь, 50х78,6

221 Максимов Александр Денисович ★

Александр Максимов

Зимняя метель. 1962 Бумага, гуашь, 50х75,5

211 Максимов Александр Денисович ★

Александр Максимов

Натюрморт с черной рябиной. 1971 Бумага, карандаш, 50,5х79,2

20 Максимов Александр Денисович ★

Александр Максимов

Чашка и ложка. 1973 Бумага, карандаш, 32,1х24,1

19 Максимов Александр Денисович ★

Александр Максимов

Раздумье. 1984 Бумага, тушь, кисть, 42,1х59,7

181 Максимов Александр Денисович ★

Александр Максимов

Этюд из четырех плоскостей. 1963 Бумага, тушь, кисть, 23,3х27,1

171 Максимов Александр Денисович ★

Александр Максимов

Мысли. 1963 Бумага, тушь, кисть, 24,2х27,8

161 Максимов Александр Денисович ★

Александр Максимов

Вещи на полу. 1988 Бумага, карандаш, 17,8х11,8

151 Максимов Александр Денисович ★

Александр Максимов

В мастерской. 1988 Бумага, карандаш,11,8х17,8

141 Максимов Александр Денисович ★

Александр Максимов

В Гурзуфе дождь. 1972 Бумага, карандаш, 36,1х48,2

131 Максимов Александр Денисович ★

Александр Максимов

Вера читает «Феномен человека» Пьера Тейяра де Шардена. На скатерти тетрадь. 1988 Бумага, карандаш, 20,9х29,7

121 Максимов Александр Денисович ★

Александр Максимов

Вера читает «Феномен человека» Пьера Тейяра де Шардена. 1988 Бумага, карандаш, 20,9х29,7

111 Максимов Александр Денисович ★

Александр Максимов

Утренний разговор по телефону.1978 Бумага, карандаш, 31,9х24,7

102 Максимов Александр Денисович ★

Александр Максимов

Стакан чистой сырой воды и яблоко сорта Джонатан. 1973 Бумага, карандаш, 15,3х21,5

93 Максимов Александр Денисович ★

Александр Максимов

Желанный поцелуй. 1962 Бумага, карандаш, 28,6х40,7

83 Максимов Александр Денисович ★

Александр Максимов

Мой парный байдарочник. 1963 Бумага, гуашь, 25х25

73 Максимов Александр Денисович ★

Александр Максимов

Вера загорает на пляже в Гурзуфе. 1979 Бумага, акварель,29,7х42,1

63 Максимов Александр Денисович ★

Александр Максимов

Автопортрет.1979 Бумага, темпера, 42,8х30,7

53 Максимов Александр Денисович ★

Александр Максимов

Тюбики и стакан.1981 Бумага, темпера, 42,1х29,8

43 Максимов Александр Денисович ★

Александр Максимов

Натюрморт в мастерской художника. 1979 Бумага, темпера, 24,5х31,5

33 Максимов Александр Денисович ★

Александр Максимов

Рука автора (Левая рука). 1978 Бумага, гуашь, 31,6х24,5

15 Максимов Александр Денисович ★

Александр Максимов

Девушка в электричке. 1973 Бумага, карандаш, 30,5х21,3

  • 331 290x290 Максимов Александр Денисович ★
  • 321 290x290 Максимов Александр Денисович ★
  • 311 290x290 Максимов Александр Денисович ★
  • 30 290x290 Максимов Александр Денисович ★
  • 29 290x290 Максимов Александр Денисович ★
  • 28 290x290 Максимов Александр Денисович ★
  • 27 290x290 Максимов Александр Денисович ★
  • 26 290x290 Максимов Александр Денисович ★
  • 25 290x290 Максимов Александр Денисович ★
  • 24 290x290 Максимов Александр Денисович ★
  • 231 290x290 Максимов Александр Денисович ★
  • 221 290x290 Максимов Александр Денисович ★
  • 211 290x290 Максимов Александр Денисович ★
  • 20 290x290 Максимов Александр Денисович ★
  • 19 290x290 Максимов Александр Денисович ★
  • 181 290x290 Максимов Александр Денисович ★
  • 171 290x290 Максимов Александр Денисович ★
  • 161 290x290 Максимов Александр Денисович ★
  • 151 290x290 Максимов Александр Денисович ★
  • 141 290x290 Максимов Александр Денисович ★
  • 131 290x290 Максимов Александр Денисович ★
  • 121 290x290 Максимов Александр Денисович ★
  • 111 290x290 Максимов Александр Денисович ★
  • 102 290x290 Максимов Александр Денисович ★
  • 93 290x290 Максимов Александр Денисович ★
  • 83 290x290 Максимов Александр Денисович ★
  • 73 290x290 Максимов Александр Денисович ★
  • 63 290x290 Максимов Александр Денисович ★
  • 53 290x290 Максимов Александр Денисович ★
  • 43 290x290 Максимов Александр Денисович ★
  • 33 290x290 Максимов Александр Денисович ★
  • 15 290x290 Максимов Александр Денисович ★