(1906-1969)

Живописец, график, монументалист, скульптор.

Родился в д. Городищи Московской губернии.

В 1927-1931 гг. учился во ВХУТЕИНе-ИНПИИ у Н.Удальцовой, Л.Бруни, П.Кузнецова, К.Истомина.

В 1935-1941 гг. работал в мастерской монументальной живописи при Академии архитектуры у Л.Бруни и В.Фаворского.

Преподавал в МАРХИ (1937-1941), МГХИ (1958-1961).

Член МОСХ (1958).

Умер в Москве.

 

Подробная Биография

Борис Петрович Чернышев родился 6 августа 1906 года в деревне Городищи Осеевской волости Богородского уезда Московской губернии (ныне Щелковский район Московской области). Он был предпоследним, шестым ребенком в семье служащего суконной фабрики Петра Петровича Чернышева. Владельцем мануфактуры был С.И. Четвериков, один из самых прогрессивных и демократичных промышленников конца XIX- начала XX веков. В соседней деревне Анискино он построил начальную школу, в которой учился маленький Борис и где был замечен его талант к рисованию. Для детей рабочих и служащих фабрики в Городищах было построено ремесленное училище, открыт самодеятельный театр, создан оркестр духовых и народных инструментов, в котором на домре играл отец Бориса.

К 1918 году Борис успел закончить четыре класса анискинской школы. В том же году голод и социальные потрясения вынудили семью перебраться в Саратовскую губернию, на хутор деревни Старый Кряжим. Здесь началась трудовая деятельность Бориса Чернышева – летом он работал в сельскохозяйственной коммуне, а зимой продолжал учиться в школе в городе Кузнецке в 30 км от дома. Школу он закончил в 1925 году. Затем работал учителем начальных классов, заведовал избой-читальней и школой, участвовал в ликвидации неграмотности.

Летом 1926 года Борис Чернышев предпринял первую неудачную попытку поступить в художественный вуз в Москве. Но уже в следующем 1927 году он поступает на текстильный факультет во ВХУТЕИН, выдержав шесть вступительных экзаменов. В это же время семья Чернышевых возвращается в родной Щелковский район.

Со второго курса, по совету Н.А. Удальцовой и Л.А. Бруни, Борис перевелся на монументальное отделение живописного факультета. Его учителями были Л.А. Бруни, В.А. Фаворский, П.В. Кузнецов, К.И. Истомин, А.В. Куприн, Н.А. Удальцова. В связи с реорганизацией ВХУТЕИНа в 1930 году Борис Чернышев был переведен в Ленинград и в 1931 году закончил Академию художеств, создав под руководством К.С. Петрова-Водкина и технолога Д.И. Киплика дипломную фреску «Подписка на заём». Свои первые фрески Б. Чернышев выполнил в 1930 году – «На посту», «Женщина с книгой», «Матрос», «Портрет юноши», «Женская модель», «Женский портрет». К сожалению, сохранились  только черно-белые фотографии этих панно.

По окончании Академии художеств Борис Чернышев находит работу художника оформителя на Люберецком заводе сельскохозяйственного машиностроения под Москвой. Вскоре он создает первую самостоятельную фресковую роспись «Демонстрация на Красной площади» (12 х 4 кв. м), а затем и вторую монументальную работу «Радость освобожденного труда» на фасаде механического цеха завода. Однако вскоре по указанию руководства завода обе монументальные росписи были уничтожены.

С 1933 году художник лишается постоянной работы и перебивается временными заработками. Наступает трудный период, нет жилья и средств, чтобы обеспечить семью – годовалого сына и жену, бывшую однокурсницу художника-графика Наталию Петровну Ефименко. Работать приходится художником-оформителем в различных учреждениях. Не опуская рук, Чернышев продолжает упорно работать. В 1934 году принимает участие в конкурсе проектов Дворца Советов в Москве, включив в проект монументальную статую В.И Ленина.

Борис Чернышев  использует любую возможность для занятий монументальной живописью – он выполняет роспись в фойе детского сада, росписи вестибюлей в различных советских учреждениях. В 1934-35 гг. художник создает монументальную роспись «Положение женщины в Советском Союзе» в музейной комнате Женского трудпрофилактория на 2-й Мещанской улице в Москве.  Здесь же, решая задачи комплексного оформления интерьера, выполняет роспись плафона (50 кв. м. сграффито, орнаментика, надписи на трех языках), пишет ряд фресковых панно в других помещениях. Для исполнения этих росписей необходимы были особые красители, за которыми Чернышев отправился в Вологодскую область. Местными глинами пользовался еще Дионисий для росписи Ферапонтова монастыря. Сбылась мечта Бориса Чернышева, ему давно хотелось познакомиться с фресками великого предшественника. Росписи в трудпрофилактории получили высокую оценку В.А. Фаворского, входившего в состав Художественного совета. Это исправительное учреждение было образцово-показательным, его часто посещали иностранные делегации. Известно, что приехавшие с визитом в 1935 году члены французской делегации, среди которых был Андре Моруа, пришли в восторг от его художественной целостности.

По приглашению В.А Фаворского в 1935 году Борис Чернышев начинает работать в Монументальной мастерской при Академии архитектуры СССР. Творческая работа в этом коллективе продолжалась в течение шести лет и была прервана началом Великой Отечественной войны.

22 июля 1941 года художник был призван в армию, записан в артиллерию и направлен на обучение сначала в Тесницкие военные лагеря под Тулой, а затем в военные лагеря в Поволжье. Во всех местах расположения своей воинской части он занимается как оформительской работой, так и монументальными росписями стен и плафонов в казармах, клубах, домах культуры и на полигонах. Он делает множество портретных и пейзажных зарисовок карандашом и акварелью, пишет маслом, лепит из глины.

На фронт Борис Чернышев был направлен 6 марта 1943 года и в составе 3-го Белорусского фронта участвовал в боях в составе орудийного расчета до апреля 1945 года. В мае 1945 года 3-й Белорусский фронт был передислоцирован на восточное направление – СССР вел войну с Японией. По железной дороге армия перемещается в Забайкалье, а оттуда пеший переход около 900 км через Монголию, пустыни Гоби и Чахар, Хинганский хребет и Манчжурию в знаменитый Порт- Артур. В 1946 году сорокалетний художник был демобилизован по возрасту и вернулся в Москву.

В послевоенные годы художник продолжает много работать, пишет сотни станковых произведений. Основная техника – темпера на бумаге (кальке, газете, обойной и оберточной бумаге разных видов) и акварель, чистая или в сочетании с темперой (сухие пигменты с яичной эмульсией в качестве связующего). Выполняет ряд монументальных росписей в технике фрески с включением смальтовой мозаики и натурального камня. Занимается преподавательской деятельностью, которую начал еще до войны в МАРХИ. Теперь же преподает технологию монументальной живописи в Московском Художественном ремесленном училище №64.

chernishov 1 Чернышев Борис Петрович ★

В 1954 году работает над мозаичным панно на плафонах станции метро «Комсомольская» кольцевая под руководством П.Д. Корина. Здесь Борис Чернышев участвует в выполнении мозаичного панно «Кутузов».

В 1957 году художник вновь отправляется в Ферапонтово за глинами-красителями. Здесь он выполняет большую серию карандашных пейзажных набросков, пейзажей в темпере, темперных копий росписей Дионисия. По этим эскизам он создал мозаику «Богородица» (ГТГ) и ряд фресок и темперных произведений: копию фрески Дионисия «Спас в силах», «Ферапонтово. Утки» (ГТГ), «Кирилло-Белозерский монастырь», «Ферапонтов монастырь» (Вологодская областная картинная галерея» и многие другие.

В 1958 году Борис Петрович вступает в Союз художников. Наряду с официальным признанием растет популярность Чернышева и как художника андеграунда: большое количество представителей научной и творческой интеллигенции регулярно посещают мастерскую художника, расположенную в бомбоубежище дома на углу Ленинского и Ломоносовского проспектов. Знакомятся с техникой мозаики и впитывают в себя манящий дух абсолютной художественной свободы – как от политики, так и от конъюнктуры и коммерции, дух, столь присущий личности Бориса Чернышева.

В 1961 году московские физики предложили Борису Чернышеву организовать в своем выставочном зале первую персональную выставку из станковых работ художника. Выставке не суждено было состояться – ее запретили во время развески работ. Не теряя присутствия духа, художник продолжал работать. В том же году он работал над проектом памятника М.Ю. Лермонтову в Москве, в соавторстве с архитектором Ю. Динесом и скульптором А. Стемпковским. Он выполнил эскизы мозаичной стены, окаймляющей памятник, на темы произведений М.Ю. Лермонтова.

По приглашению архитектора А.Д. Меерсона в 1961-63 гг. художник работает над оформлением пансионата на Клязьме. Он устанавливает ряд мозаичных панно, созданных в 1950-е годы, – мозаика «Юная», «Индия», «Даная», «Девушка с золотыми волосами» (1961), безвозмездно даря свои произведения государству, радуясь тому, что они, наконец, нашли место в культурной среде.

chernishov 2 Чернышев Борис Петрович ★

Осенью 1963 года Борис Петрович впервые получает мастерскую, в темном помещении бывших складов, во дворе по ул. Куйбышева, 3/4, куда он перевозит свои произведения – мозаичные и фресковые панно, скульптуру, папки с темперной живописью и рисунками.

В 1964-65 гг. художник работает в Крыму и на Кавказе, выполняя мозаичные панно в пансионате Верховного Совета СССР «Айвазовское» и пансионате ЦДСА. Посещает грузинские храмы, где делает копии средневековых христианских росписей.

В декабре 1966 г. – январе 1967 г.  в выставочном зале Дома художников на ул. Вавилова, 65 с успехом проходит первая персональная выставка Бориса Чернышева в Москве, приуроченная к 60-летию со дня рождения художника. На ней художник представил все виды своего творчества – мозаики, фрески, сграффито, мелкую пластику, портретную и монументальную скульптуру, темперную и акварельную живопись, линогравюру, рисунки. К выставке был выпущен небольшой черно-белый буклет.

Поздней осенью 1968 года во время установки мозаичных панно и фресок в кинотеатре «Первомайский» в Москве в результате резкой оценки своей работы со стороны местного партийного руководства у художника случился гипертонический криз. Борис Петрович Чернышев скончался 25 января 1969 года, на 63-м году жизни.

chernishov 3 Чернышев Борис Петрович ★

Несмотря на все трудности творческого пути Б.П. Чернышева, его работы нашли путь к зрителю. Десятки персональных выставок прошли в городах страны. Работы художника находятся во многих музеях России, таких как Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, в музеях Тулы и Ярославля, Вологды и Архангельска, Твери и Южного Сахалина. Работы художника есть и в Государственном музее искусств Грузии в Тбилиси.

Множество произведений живописи и графики художника, его мозаик и фресок находятся в частных собраниях России, Великобритании, Франции, Италии, Испании, США, Австрии, Эквадора и других стран.

 

Источники:

«Борис Чернышев»,  составитель М.Б. Чернышева. Москва, ГАЛАРТ, 2007.